О́ЛТМЕН РОБЕРТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛТМЕН (Altman) Роберт (Роберт Бернард) (20.2.1925, Канзас-Сити – 20.11.2006, Лос-Анджелес), амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Из семьи страхового агента. В 1943–47 в воен. авиации. После демобилизации поступил в Ун-т Миссури, который не окончил, увлёкшись кинематографом. В 1947–55 в документальном и науч.-популярном кино. С 1955 в Голливуде. Полнометражный игровой дебют – «Правонарушители» (1957). В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. работал на ТВ. В 1968 поставил картину «Обратный счёт», а в 1969 – «Холодным днём в парке» (США – Канада). Славу О. принесла антивоенная комедия «М. A. S. Н.» (первые буквы словосочетания «Передвижной воен. хирургич. госпиталь», 1970, гл. пр. Мкф в Канне). В ней проявились осн. черты режиссёрского почерка О. – сочетание трагического и комического, ироничный взгляд на суету совр. амер. общества, внешне хаотичное построение фильма (включающее разнородные сюжетные линии), острота социально-психологич. характеристик и повышенное внимание к остраняющим деталям. В комич. вестерне «Мак-Кейб и миссис Миллер» (1971), детективе «Долгое прощание» (по Р. Чандлеру, 1973), гангстерской ленте «Воры, как мы» и комедии «Калифорнийский покер» (1974) режиссёр по-новому обыгрывал, а зачастую и высмеивал традиции голливудского кино. Одна из его наиболее удачных картин – «Нэшвил» (1975); в ней в причудливом переплетении событий фестиваля популярной песни и предвыборной кампании консервативного политич. деятеля с язвительно-грустной иронией представала противоречивая панорама «амер. образа жизни». Искусный рассказчик, О. владел разл. жанрами, будь то психологич. драма, вестерн, сатирич. памфлет, детектив или чёрная комедия: «Буффало Билл и индейцы, или Исторический урок Сидящего Быка» (1976, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине), «Идеальная пара» (1979), «Здоровье» (1980), «Попая» («Попай», 1980), «Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин» (1982), «Игрок» (1992), «Короткие истории» («Короткий монтаж», 1993; гл. пр. Мкф в Венеции), «Высокая мода» («Prêt-à-Porter», 1994), «Колесо фортуны» (1999, пр. Мкф в Берлине), «Госфорд-парк» (2001), «Компаньоны» (2006) и др. Сценарист и продюсер некоторых своих фильмов. Творчество О. оказало значит. влияние на стилистику мировой кинорежиссуры. Пр. Мкф в Берлине за вклад в киноискусство (2002), пр. «Оскар» за вклад в кинематограф (2006).