Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЛТМЕН РОБЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 135

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Р. Олтмен. Кадр из фильма «Компаньоны». 2006.

О́ЛТМЕН (Altman) Ро­берт (Ро­берт Бер­нард) (20.2.1925, Кан­зас-Си­ти – 20.11.2006, Лос-Анд­же­лес), амер. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. Из се­мьи стра­хо­во­го аген­та. В 1943–47 в во­ен. авиа­ции. По­сле де­мо­би­ли­за­ции по­сту­пил в Ун-т Мис­су­ри, ко­то­рый не окон­чил, ув­лёк­шись ки­не­ма­то­гра­фом. В 1947–55 в до­ку­мен­таль­ном и на­уч.-по­пу­ляр­ном ки­но. С 1955 в Гол­ли­ву­де. Пол­но­мет­раж­ный иг­ро­вой де­бют – «Пра­во­на­ру­ши­те­ли» (1957). В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. ра­бо­тал на ТВ. В 1968 по­ста­вил кар­ти­ну «Об­рат­ный счёт», а в 1969 – «Хо­лод­ным днём в пар­ке» (США – Ка­на­да). Сла­ву О. при­нес­ла ан­ти­во­ен­ная ко­ме­дия «М. A. S. Н.» (пер­вые бу­к­вы сло­во­со­че­та­ния «Пе­ре­движ­ной во­ен. хи­рур­гич. гос­пи­таль», 1970, гл. пр. Мкф в Кан­не). В ней про­яви­лись осн. чер­ты ре­жис­сёр­ско­го по­чер­ка О. – со­че­та­ние тра­ги­че­ско­го и ко­ми­че­ско­го, иро­нич­ный взгляд на суе­ту совр. амер. об­ще­ст­ва, внеш­не хао­тич­ное по­строе­ние филь­ма (вклю­чаю­щее раз­но­род­ные сю­жет­ные ли­нии), ост­ро­та со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик и по­вы­шен­ное вни­ма­ние к ост­ра­няю­щим де­та­лям. В ко­мич. вес­тер­не «Мак-Кейб и мис­сис Мил­лер» (1971), де­тек­ти­ве «Дол­гое про­ща­ние» (по Р. Чанд­ле­ру, 1973), ган­г­стер­ской лен­те «Во­ры, как мы» и ко­ме­дии «Ка­ли­фор­ний­ский по­кер» (1974) ре­жис­сёр по-но­во­му обыг­ры­вал, а за­час­тую и вы­смеи­вал тра­ди­ции гол­ли­вуд­ско­го ки­но. Од­на из его наи­бо­лее удач­ных кар­тин – «Нэш­вил» (1975); в ней в при­чуд­ли­вом пе­ре­пле­те­нии со­бы­тий фес­ти­ва­ля по­пу­ляр­ной пес­ни и пред­вы­бор­ной кам­па­нии кон­сер­ва­тив­но­го по­ли­тич. дея­те­ля с яз­ви­тель­но-гру­ст­ной иро­ни­ей пред­ста­ва­ла про­ти­во­ре­чи­вая па­но­ра­ма «амер. об­раза жиз­ни». Ис­кус­ный рас­сказ­чик, О. вла­дел разл. жан­ра­ми, будь то пси­хо­ло­гич. дра­ма, вес­терн, са­ти­рич. пам­флет, де­тек­тив или чёр­ная ко­ме­дия: «Буф­фа­ло Билл и ин­дей­цы, или Ис­то­ри­че­ский урок Си­дя­ще­го Бы­ка» (1976, гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «Иде­аль­ная па­ра» (1979), «Здо­ро­вье» (1980), «По­пая» («По­пай», 1980), «При­хо­ди на на­шу встре­чу, Джим­ми Дин, Джим­ми Дин» (1982), «Иг­рок» (1992), «Ко­рот­кие ис­то­рии» («Ко­рот­кий мон­таж», 1993; гл. пр. Мкф в Ве­неции), «Вы­со­кая мо­да» («Prêt-à-Porter», 1994), «Ко­ле­со фор­ту­ны» (1999, пр. Мкф в Бер­ли­не), «Гос­форд-парк» (2001), «Ком­пань­о­ны» (2006) и др. Сце­на­рист и про­дю­сер не­ко­то­рых сво­их филь­мов. Твор­че­ст­во О. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на сти­ли­сти­ку ми­ро­вой ки­но­ре­жис­су­ры. Пр. Мкф в Бер­ли­не за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (2002), пр. «Ос­кар» за вклад в ки­не­ма­то­граф (2006).

Лит.: Magrelli E. Altman: R. Altman. Firenze, 1977; Miccichè L. L’incubo americano: il cinema di R. Altman. Venezia, 1984; Plecki G. R. Alt­man. Boston, 1985; McGilligan P. R. Altman: jumping off the cliff: a biography of the great American director. N. Y., 1989; Keyssar H. R. Alt­man’s America. N. Y., 1991; O’Brien D. R. Altman: Hollywood survivor. N. Y., 1995; Self RT. R. Altman’s subliminal reality. Minneapolis, 2002; Zuckoff M. R. Altman: the oral biography. N. Y., 2010; R. Altman: critical essays. Jefferson, 2011.

Вернуться к началу