Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́РО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 133-134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович

МО́РО (исп. moros – мав­ры, му­суль­ма­не), груп­па му­суль­ман­ских на­ро­дов Фи­лип­пин. Раз­но­род­ные по язы­кам и куль­ту­ре, груп­пы М. жи­вут в ок­ру­же­нии др. ре­лиг. групп на юге стра­ны: на за­па­де и юге о. Мин­да­нао (ма­гин­да­нао – 1,1 млн. чел., ма­ра­нао – 1,2 млн. чел., суб­анун – 270 тыс. чел.), ар­хи­пе­ла­ге Су­лу и о. Ба­си­лан (тау­суг – 900 тыс. чел., са­ма – 800 тыс. чел., якан – св. 100 тыс. чел.), о. Ка­га­ян-Су­лу, о. Ба­ла­бак (мол­бог – 7 тыс. чел.) и др. ост­ро­вах мо­ря Су­лу, на о-вах Са­ран­га­ни (сан­гил – св. 100 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность св. 5 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на фи­лип­пин­ских язы­ках юж­но­фи­лип­пин­ской (ма­гин­да­нао, ма­ра­нао, ира­нун, суб­анун), цен­траль­но­фи­лип­пин­ской (тау­суг), па­ла­ван­ской (мол­бог) и сан­гир-ми­на­хас­ской (сан­гил, сан­гир) групп; якан и са­ма – на сама-бад­жав­ских язы­ках (близ­ки ли­бо ба­ри­тос­ским ка­ли­ман­тан­ским язы­кам, ли­бо фи­лип­пин­ским язы­кам). Пись­мен­ность на ос­но­ве ла­ти­ни­цы, в ре­лиг. сфе­ре – араб. гра­фи­ки (джа­ви). Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки та­га­лог, се­буа­но, анг­лий­ский. М. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Женщины с архипелага Сулу. Фото 1930-х гг.

Пред­ки М. (жи­те­ли Бу­туа­на, при­мор­ских го­ро­дов-го­су­дарств на о. Мин­да­нао и ар­хи­пе­ла­ге Су­лу, зем­ле­дельч. гос-ва Буа­ян на оз. Ла­нао) име­ли тор­го­вые свя­зи с Ки­та­ем, Чам­пой и ин­диа­ни­зи­ро­ван­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми Ну­сан­та­ры за­дол­го до об­ра­ще­ния в ис­лам. Ис­лам на Фи­лип­пи­ны про­ни­ка­ет с нач. 14 в. К 16 в. все при­мор­ские го­ро­да-го­су­дар­ст­ва Фи­лип­пин вплоть до Май­ни­лы (ны­не Ма­ни­ла) при­ня­ли ис­лам и бы­ли вклю­че­ны в му­сульм. тор­гов­лю. С сер. 15 в. эти го­су­дар­ст­ва на­зы­ва­ют­ся сул­та­на­тами (в т. ч. Су­лу и Ма­гин­да­нао). Тер­ри­то­рия М. со­став­ля­ла яд­ро т. н. Зо­ны Су­лу – кон­тро­ли­ро­вав­ших­ся сул­та­на­том Су­лу Юж. и Центр. Фи­лип­пин и час­ти по­бе­ре­жья о. Ка­ли­ман­тан. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од Зо­на Су­лу ста­ла цен­тром тор­гов­ли ме­ж­ду Ев­ро­пой, Ин­ди­ей и Ки­та­ем. М. ока­зы­ва­ли дли­тель­ное со­про­тив­ле­ние исп. ко­ло­ни­за­ции (см. Мо­ро вой­ны). С по­пыт­ка­ми хри­стиа­ни­за­ции М. свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние на о. Мин­да­нао на­ро­да ча­во­ка­но, го­во­ря­ще­го на пид­жи­ни­зи­ро­ван­ном исп. яз. (со­еди­няю­щем исп. лек­си­ку с грам­ма­ти­кой фи­лип­пин­ских язы­ков), – по­том­ков ра­бов-де­тей, вы­ку­п­лен­ных мо­на­ха­ми на ме­ст­ных рын­ках и вос­пи­тан­ных в мо­на­сты­рях. В пе­ри­од амер. ок­ку­па­ции (1898–1946) и по­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти пе­ре­се­ле­ние кре­сть­ян-хри­сти­ан из пе­ре­на­се­лён­ных аг­рар­ных рай­онов Ви­сай­ских о-вов и Лу­со­на в му­сульм. рай­оны Мин­да­нао со­про­во­ж­да­лось кон­флик­та­ми из-за зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти и воо­руж. столк­но­ве­ния­ми и ста­ло од­ной из при­чин рас­про­стра­не­ния сре­ди М. се­па­ра­тиз­ма; воз­ник­ли Дви­же­ние за не­за­ви­си­мость му­суль­ман (1968) и Фронт нац. ос­во­бо­ж­де­ния мо­ро (1969). В 1989 на Мин­да­нао и ар­хи­пе­ла­ге Му­лу соз­дан Ав­то­ном­ный р-н му­суль­ман­ско­го Мин­да­нао (про­вин­ции Юж. Ла­нао, Ма­гин­да­нао, Су­лу и Та­ви­та­ви, по­зд­нее так­же Ба­си­лан). Му­суль­ман­ские ме­ж­ду­нар. тер­ро­ри­стич. ор­га­ни­за­ции ис­поль­зу­ют тер­ри­то­рии М. для тре­ни­ров­ки тер­ро­ри­стов. В об­ста­нов­ке по­сто­ян­ной вой­ны про­цве­та­ют все ви­ды пи­рат­ст­ва, по­хи­ще­ние лю­дей ра­ди по­лу­че­ния вы­ку­па и про­дажи ор­га­нов для транс­план­та­ции.

Тра­диц. за­ня­тия – тор­гов­ля, за­лив­ное и под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (рис, ку­ку­ру­за, кор­не- и клуб­не­пло­ды, са­го­вые и ко­ко­со­вые паль­мы, са­хар­ный тро­ст­ник), раз­ве­де­ние ло­ша­дей, ко­ров ме­ст­ной по­ро­ды, во­дя­ных буй­во­лов, коз, ры­бо­лов­ст­во, мор. про­мыс­лы (тре­панг, жем­чуг), в про­шлом – пиратство и ра­бо­тор­гов­ля (на­бе­ги но­си­ли се­зон­ный ха­рак­тер и бы­ли свя­за­ны с на­прав­ле­ния­ми мус­со­нов: на за­пад до о. Ти­мор, на се­вер вдоль о. Лу­сон и до по­бе­ре­жья Ки­тая). Тра­диц. ре­мёс­ла – юве­лир­ное, ору­жей­ное де­ло (ещё в до­ис­ламский пе­ри­од бы­ла раз­ви­та ар­тил­ле­рия), гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ло­док, пле­те­ние, тка­че­ст­во на руч­ном стан­ке из хлоп­ка или во­ло­кон ана­на­са (ра­нее – из аба­ки). М. со­че­та­ют го­род­скую оде­ж­ду с тра­ди­ци­он­ной. Муж­чи­ны и жен­щи­ны но­сят шта­ны, об­ле­гаю­щие курт­ки со мно­же­ст­вом пу­го­виц. Кри­сы и кин­жа­лы тра­ди­ци­он­но бы­ли обя­зат. ча­стью муж­ско­го кос­тю­ма. В кух­не М. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся ко­ко­со­вое мо­ло­ко и ко­ко­со­вое мас­ло, ко­рич­не­вый са­хар, в т. ч. для при­го­тов­ле­ния мяс­ных блюд. У при­мор­ских и озёр­ных групп боль­шую роль в ра­цио­не иг­ра­ют ры­ба и мо­ре­про­дук­ты.

Мно­го­жён­ст­во ред­ко. Счёт род­ст­ва би­ли­ней­ный, на­сле­до­ва­ние май­о­рат­ное. Со­хра­ня­ют­ся ро­до­сло­вия зна­ти по муж­ской и жен­ской ли­ни­ям (тар­си­ла, сал­си­ла). Фольк­лор: за­гад­ки, по­сло­ви­цы, ди­дак­тич. на­став­ле­ния, сказ­ки, ле­ген­ды; эпос (да­ран­ган, да­ран­ген, ка­та-ка­та, кис­са, тол­тол, тул­тул), в т. ч. на сю­же­ты, за­им­ст­во­ван­ные из ин­до-перс. ли­те­ра­ту­ры («Ин­да­ра­пат­ра и Су­лай­мин», «Ма­ха­ра­дья Лауа­на»). Уни­каль­ны ру­ко­пис­ные Ко­ра­ны с о. Мин­да­нао, стиль оформ­ле­ния ко­то­рых при­нес­ли му­сульм. ве­ро­учи­те­ли из Да­ге­ста­на, пе­ре­се­лив­шие­ся сю­да по­сле по­ра­же­ния дви­же­ния Ша­ми­ля. Ха­рак­тер­ны ан­самб­ли гон­гов (ку­лин­танг).

Лит.: Warren J. F. The Sulu zone, 1768–1898: the dynamics of external trade, slavery, and ethnicity in the transformation of a Southeast Asian maritime state. Singapore, 1981; idem. Iranun and Balangingi: globalization, maritime raiding, and the birth of ethnicity. Quezon City, 2003; Scott W. H. Barangay: sixteenth-century Philippine culture and society. Manila, 1994; McKenna Th. M. Muslim rulers and re­bels: everyday politics and armed separatism in the Southern Philippines. Berk.; L., 1998; Li­terature of Voice: epics in the Philippines / Ed. N. Revel. Quezon City, 2005; Gallop A. T. From Caucasia to Southeast Asia: Daghistani Qur’ans and the Islamic manuscript tradition in Brunei and the southern Philippines // Manuscripta Orientalia. St. Petersburg, 2008. Vol. 14. № 1–2.

Вернуться к началу