КРЫЛО́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫЛО́ летательного аппарата, несущая поверхность, создающая аэродинамич. подъёмную силу, необходимую для обеспечения полёта и манёвров ЛА на всех расчётных режимах. К. обеспечивает поперечную устойчивость и управляемость ЛА (напр., самолёта); оно может использоваться для крепления шасси, двигателей. Во внутр. пространстве К. обычно размещаются топливо, разл. коммуникации, приводы, электронное и др. оборудование, ниши для уборки стоек шасси, которые закрываются спец. створками, и др.
Конструктивно (рис. 1) К. представляет собой тонкостенную оболочку, состоящую из обшивки, подкреплённой каркасом из лонжеронов, стенок, стрингеров (продольный силовой набор) и нервюр (поперечный набор), для придания необходимой прочности и жёсткости К. На К. устанавливаются средства механизации: закрылки и предкрылки (отклоняемые элементы К., расположенные соответственно вдоль его задней и передней кромок) для улучшения взлётно-посадочных характеристик и манёвренности ЛА; элероны (подвижные части К., располагаемые в его задней концевой части) и интерцепторы (органы управления ЛА, выполненные в виде пластины, в рабочем положении выступающей над верхней поверхностью К. под углом к набегающему потоку) для управления ЛА по крену относительно продольной оси ЛА; пилоны для крепления двигателей. Осн. требования к К.: наименьшая масса при достаточной прочности, жёсткости и долговечности; макс. значение аэродинамич. качества (отношение подъёмной силы к силе аэродинамического сопротивления); малые изменения характеристик устойчивости и управляемости ЛА при полёте на разных режимах; миним. поступление тепла, влияющее на прочностные характеристики материалов конструкции, и др.
Внешние формы и геометрические параметры крыла
характеризуются его формой в плане и профилем поперечного сечения. Геометрич. параметры К. в плане: центральная, или корневая, хорда b0 (соответственно сечение К. в плоскости симметрии называется корневым), концевая хорда $b_к$ (на концах К.), угол стреловидности $χ$ (угол между перпендикуляром к плоскости симметрии К. и линией передней кромки К. или линией одной четверти хорд, $χ_{1/4}$), площадь $S$, размах $l$ (расстояние от одного концевого профиля до другого). Форма К. в плане определяется удлинением $λ=l^2/S$ и сужением $η=b_0/b_к$. Угловое отклонение плоскости хорд К. от его горизонтальной базовой плоскости называется поперечным $V$ К. (рис. 2), характеризуется углом $ψ$. Поперечное $V$ К. определяет степень поперечной устойчивости ЛА: при $ψ>0$ – повышенная устойчивость (нужна для неманёвренных и маломанёвренных ЛА), при $ψ<0$ – пониженная устойчивость (для высокоманёвренных ЛА). Форма и размеры К. определяются назначением ЛА и предъявленными к нему требованиями. Форма профилей К. бывает: плоско-выпуклая – применяется на планёрах, малоскоростных самолётах; двояковыпуклая несимметричная – на совр. самолётах разл. назначения; симметричная – на сверхзвуковых самолётах и оперении ЛА; S-образная (безмоментная) – на самолётах типа «бесхвостка»; ромбовидная и клиновидная – на самолётах с большими сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями; суперкритическая – на магистральных пассажирских самолётах для достижения высоких дозвуковых скоростей полёта (900–950 км/ч). Различают К. прямое, трапециевидное, треугольное, прямой и обратной стреловидности, а также изменяемой в полёте геометрии (стреловидности) (рис. 3). Перечисленные внешние формы и геометрич. параметры К. вместе с относит. толщиной профиля (отношение макс. толщины профиля к хорде), формой профиля и значением поперечного $V$ определяют аэродинамич. характеристики К. и ЛА в целом и существенно влияют на их лётно-тактические, весовые и жёсткостные характеристики.
В полёте на К. действуют распределённые аэродинамич. силы, приложенные непосредственно к обшивке, массовые силы конструкции, распределённые по всему объёму К., и сосредоточенные массовые силы от агрегатов и грузов, приложенные в узлах их крепления к К. Под действием этих нагрузок К. в полёте изгибается и закручивается. В сечениях К. возникают поперечная сила, изгибающий и крутящий моменты, которые вызывают деформации в силовых элементах конструкции крыла.
Конструкция К. должна обеспечивать статич. прочность, сопротивление усталости, отсутствие дивергенции (это особенно относится к К. с обратной стреловидностью), реверса органов управления и флаттера. Прочность К. определяется в осн. прочностью его силовых элементов. Конструктивно различают лонжеронные и кессонные К. В лонжеронном К. преобладающая часть изгибающего момента передаётся лонжеронами, в кессонном К. – панелями. Кессонные К. наиболее полно отвечают совр. требованиям. Они более жёсткие, в них эффективнее используется материал конструкции (он более равномерно распределяется по всему сечению). ЛА с кессонными К. при получении боевых повреждений более живучи. Также кессонные К. больших пассажирских и грузовых самолётов, как правило, значительно легче лонжеронных крыльев.
В К. применяются почти все конструкционные авиац. материалы, в т. ч. композиц. материалы, использование которых уменьшает массу конструкции и увеличивает её жёсткость.