ДИВЕРГЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИВЕРГЕ́НЦИЯ в механике, явление апериодической статической неустойчивости упругого стержня в ветровом потоке, связанное с возникновением предельного состояния равновесия при кручении. Д. характерна для гибких конструкций большого удлинения, напр. крыльев летательных аппаратов, лопастей винта вертолёта, пролётных строений висячих мостов. При расположении аэродинамич. центра конструкции (центр приложения аэродинамич. сил) перед её упругой осью (рис.) увеличение скорости ветра приводит к росту подъёмной силы. Для уравновешивания необходим реактивный (восстанавливающий) момент в конструкции, обусловленный её жёсткостью на кручение. Нарастание подъёмной силы приводит к ещё большим деформациям кручения и к дальнейшему увеличению крутящего момента. При достижении такой критич. скорости потока (т. н. критич. скорости Д.), при которой момент аэродинамич. сил превысит момент упругих восстанавливающих сил, возникает потеря устойчивости и разрушение конструкции. Предельно возможная скорость набегающего на конструкцию потока должна быть меньше критич. скорости Д. в 1,2–1,5 раза. Статич. явление Д. является частным случаем более сложного динамического явления – флаттера (изгибно-крутильного автоколебательного процесса). Критич. скорость Д. для совр. конструкций обычно выше скоростей флаттера и др. опасных аэроупругих явлений, поэтому она служит в качестве удобной сравнительной величины, расчёт которой довольно прост.
Увеличение аэроупругой устойчивости конструкций достигается изменением формы поперечного сечения, повышением жёсткости конструкции на изгиб и кручение, а также соотношением этих величин. Испытания аэроупругих свойств конструкции проводят на моделях в аэродинамич. трубах, соблюдая все условия подобия.
Ряд аварий летательных аппаратов привёл в 1920-х гг. к появлению первых работ, посвящённых Д., среди которых труды Х. Рейснера (Германия), Р. Фрейзера и В. Дункана (Великобритания), С. П. Тимошенко (США). Исследования кручения и устойчивости проводил Ф. Блейх (Германия) в 1936. В СССР вопросами изгиба и кручения упругих стержней в потоке воздуха занимались В. З. Власов (теория тонкостенных упругих стержней, 1931), Б. Г. Галёркин и Л. С. Лейбензон, П. М. Знаменский (исследования по аэроупругости в ЦАГИ, 1934). Эффективный метод расчёта критич. скорости Д. для крыльев большого удлинения предложил в 1930-х гг. Е. П. Гроссман.