Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРЮНЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 502

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кибрик
Выступление ансамбля «Народный праздник». 2006. Фото А. А. Кибрик

ГОРЮНЫ́ (са­мо­на­зва­ние), вос­точ­но­сла­вян­ская эт­нич. груп­па на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке Ук­раи­ны. Жи­вут в 9 де­рев­нях в ме­ж­ду­ре­чье Сей­ма и Кле­ве­ни на вос­то­ке Пу­тивль­ско­го и се­ве­ро-за­па­де Бе­ло­поль­ско­го райо­нов Сум­ской обл. Чис­лен­ность св. 4 тыс. чел. (2006, оцен­ка). Со­хра­ня­ет­ся го­вор, по-ви­ди­мо­му, близ­кий к рус. яз., ряд ис­сле­до­ва­те­лей от­ме­ча­ет его сход­ст­во с диа­лек­та­ми бе­ло­рус. яз. Куль­ту­ра ар­ха­ич­на, по отд. чер­там сбли­жа­ет­ся с бе­ло­рус. и укр. куль­ту­рой. Жен­щи­ны на­де­ва­ли ру­ба­ху с пря­мы­ми по­ли­ка­ми и крас­ным шить­ём на ру­ка­вах, по­нё­ву, бе­лый по­ло­тен­ча­тый го­лов­ной убор, де­вуш­ки но­си­ли вен­ки из пар­чо­вой или вы­ши­той лен­ты (ткан­ка), по­верх – пла­ток с вен­чи­ком из гу­си­ных перь­ев. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. гон­чар­ст­во и тка­че­ст­во, сва­деб­ная (сва­тов­ст­во, при­да­ное, про­во­ды не­вес­ты, «вы­куп ко­сы», «друж­ки» и «дя­ди» же­ни­ха, ка­ра­вай, де­мон­ст­ра­ция ру­ба­хи по­сле брач­ной но­чи) и по­хо­рон­ная (по­гре­баль­ные пла­чи, вы­став­ле­ние ста­ка­на с во­дой и руш­ни­ка в ок­не; ха­рак­те­рен обы­чай за­хо­ро­не­ния по­кой­ни­ков не на клад­би­ще, а око­ло до­ма), свя­точ­ная (ку­тья и уз­вар, щед­ро­ва­ние, га­да­ния), тро­иц­кая (пле­те­ние «ку­куш­ки»), ку­паль­ская (сбор трав, ка­че­ли, пры­га­нье че­рез кос­тёр), за­жи­ноч­ная (за­пле­те­ние «бо­ро­ды») об­ряд­ность, фольк­лор (бы­лич­ки, мно­го­го­лос­ные пес­ни). В 1982 в Мо­ск­ве эн­ту­зиа­стами изу­че­ния го­рюн­ско­го пе­сен­но­го фольк­ло­ра соз­дан ан­самбль «На­род­ный празд­ник». По од­ной из ги­по­тез, Г. вос­хо­дят к ле­то­пис­ным се­ве­ря­нам (позд­нее – сев­рю­ки). Бе­ло­рус. влия­ния объ­яс­ня­ют­ся, воз­мож­но, кон­так­та­ми в пе­ри­од вхо­ж­де­ния Пу­тив­ля в со­став Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (14–15 вв.).

Лит.: Го­рю­ны: ис­то­рия, язык, куль­ту­ра. Су­мы, 2005.

Вернуться к началу