Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЛДЕР АРТ ДЕ

Авторы: Т. П. Каптерева
А. де Гелдер. «Отдых на пути в Египет». Ок. 1690. Музей изящных искусств (Бостон).

ГЕ́ЛДЕР (Gelder) Арт (Арент) де (26.10.1645, Дор­д­рехт – 25 или 27.8.1727, там же), голл. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Пер­во­на­чаль­но учил­ся у С. ван Хох­ст­ра­те­на в Дор­д­рех­те, в 1661–67 – в Ам­стер­да­ме у Рем­бранд­та. Жил в род­ном го­ро­де. В сво­их кар­ти­нах на биб­лей­ские, ми­фо­ло­гич., жан­ро­вые сю­же­ты, в порт­ре­тах сле­до­вал сво­ему ве­ли­ко­му учи­те­лю, об­на­ру­жи­вая под­час пря­мую за­ви­си­мость от его ра­бот. Так, «Стран­ст­вую­щий му­зы­кант» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) на­пи­сан по ри­сун­ку Рем­бранд­та; кар­ти­на «Се Че­ло­век» (1671, КГ, Дрез­ден) по­строе­на по об­раз­цу его од­но­им. офор­та; в «Ав­то­порт­ре­те» (или «Порт­ре­те кол­лек­цио­не­ра», по­сле 1685, Эр­ми­таж) изо­бра­зил се­бя с офор­том Рем­бранд­та в ру­ках. Кар­ти­ны Г. («Руфь и Во­оз», Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «У врат хра­ма», 1679, Мау­риц­хёйс, Гаа­га; «Ху­дож­ник в мас­тер­ской», 1685, Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не; «Лот с до­черь­ми», ГМИИ, и др.) на­по­ми­на­ют рем­бранд­тов­ские сво­ей эмо­цио­наль­но­стью, сво­бод­ной фак­ту­рой, тё­п­лым зо­ло­ти­сто-крас­ным ко­ло­ри­том со вспыш­ка­ми яр­ких пя­тен оран­же­во­го, неж­но-ро­зо­во­го, бе­ло­го, эф­фек­та­ми ос­ве­ще­ния. Жи­во­пис­ная изы­скан­ность не­ко­то­рых его ра­бот пред­вос­хи­ща­ет иск-во франц. ро­ко­ко. При­чуд­ли­вой экс­прес­си­ей от­ме­чен позд­ний дра­ма­тич. цикл из 22 кар­тин «Стра­стей Хри­сто­вых» (ок. 1715; КГ, Ашаф­фен­бург; Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам), с их вы­тя­ну­ты­ми, слов­но рас­тво­ряю­щи­ми­ся на све­ту фи­гу­ра­ми в асим­мет­рич­ных ком­по­зи­ци­ях вер­ти­каль­но­го фор­ма­та; не­обыч­ный об­раз­ный язык это­го цик­ла не был оце­нён со­вре­мен­ни­ка­ми. В по­след­ние го­ды Г. пи­сал ма­ло («Порт­рет док­то­ра Х. Бур­ха­ве с же­ной и до­че­рью», ок. 1722, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам). При жиз­ни из­вест­ность Г., ко­то­рый не про­да­вал сво­их кар­тин, ис­чер­пы­ва­лась пре­де­ла­ми его род­но­го го­ро­да; в 18–19 вв. ра­бо­ты Г. час­то счи­та­лись про­из­ве­де­ния­ми Рем­бранд­та.

Лит.: Lilienfeld K. A. de Gelder. Halle, 1914; Moltke J. W. von. A. de Gelder. Doornspijk, 1994.

Вернуться к началу