Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРТЕ́СНЫЙ КОНЦЕ́РТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 387

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАРТЕ́СНЫЙ КОНЦЕ́РТ, раз­но­вид­ность во­каль­но­го ду­хов­но­го кон­цер­та эпо­хи ба­рок­ко. Один из важ­ней­ших жан­ров рус. и укр. пар­тес­но­го пе­ния. Сло­жил­ся под влия­ни­ем зап.-ев­роп. тра­ди­ции, рас­про­стра­няв­шей­ся че­рез Поль­шу. Имел пре­им. ли­тур­гич. пред­на­зна­че­ние, что пред­по­ла­га­ло ис­поль­зо­ва­ние тек­стов ду­хов­но­го со­дер­жа­ния (час­то за­им­ст­во­ван­ных из псал­мов). Ис­пол­нял­ся, как пра­ви­ло, на ли­тур­гии хо­ром цер­ков­ных пев­чих (обыч­но вме­сто при­ча­ст­но­го сти­ха ли­бо по­сле не­го – в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев во вре­мя при­ча­ще­ния свя­щен­ни­ков в ал­та­ре). Ти­пи­чен мно­го­го­лос­ный ис­пол­ни­тель­ский со­став а ка­пел­ла (час­то на 3, 4 го­ло­са, не­ред­ко мно­го­хор­ный – на 8, 12 го­ло­сов). Ха­рак­тер­ны мно­го­уров­не­вые кон­тра­ст­ные со­пос­тав­ле­ния (кон­траст зву­ча­ния раз­ных ис­пол­ни­тель­ских групп, в т. ч. ан­самб­ля со­лис­тов и хо­ра), че­ре­до­ва­ние фраг­мен­тов, раз­ли­чаю­щих­ся в фак­тур­ном и ин­то­на­ци­он­но-те­ма­тич. от­но­ше­нии. Мно­го­числ. об­раз­цы П. к. со­хра­ни­лись ис­клю­чи­тель­но в ру­ко­пис­ных ко­пи­ях. Вид­ные мас­те­ра П. к. – Н. П. Ди­лец­кий, В. Ти­тов, С. Пе­ка­лиц­кий, Н. Ка­лаш­ни­ков. Зна­чит. ко­ли­че­ст­во до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни со­чи­не­ний в дан­ном жан­ре ано­ним­но. Во 2-й пол. 18 в. на сме­ну П. к. при­шёл мно­го­ча­ст­ный ду­хов­ный хо­ро­вой кон­церт, ори­ен­ти­ро­ван­ный на позд­не­ба­роч­ную и ран­не­клас­сич. сти­ли­сти­ку.

Нот­ные изд.: Рус­ский хо­ро­вой кон­церт кон­ца XVII – 1-й по­ло­ви­ны XVIII в.: Хре­сто­ма­тия / Сост. Н. Д. Ус­пен­ский. Л., 1976; Пар­тес­ний кон­церт. Київ, 1976.

Лит.: Вла­ды­шев­ская Т. Ф. Пар­тес­ный хо­ро­вой кон­церт в эпо­ху ба­рок­ко // Тра­ди­ции рус­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры XVIII в. М., 1975; Ге­ра­си­мо­ва-Пер­сид­ская H. A. Пар­тес­ный кон­церт в ис­то­рии му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1983; Ви­но­гра­до­ва Г. Трех­го­лос­ные пар­тес­ные «кон­цер­ты» из ру­ко­пис­ных сбор­ни­ков 2-й по­ло­ви­ны XVII – кон­ца XVIII в. // Рус­ская хо­ро­вая му­зы­ка XVI–XVIII вв. М., 1986; Га­тов­ская Е. Е., Плот­ни­ко­ва Н. Ю. Пар­тес­ный кон­церт XVIII в. (на при­ме­ре ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков г. Яро­слав­ля) // Ве­ст­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гумани­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. 5. Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во хри­сти­ан­ско­го ми­ра. 2009. Вып. 1(4).

Вернуться к началу