ПАРЛА́МЕНТСКИЕ ВЫ́БОРЫ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРЛА́МЕНТСКИЕ ВЫ́БОРЫ, периодически проводимые выборы в однопалатный парламент, в нижнюю палату, в верхнюю палату или одновременно в обе палаты парламента (в некоторых зарубежных странах называются генеральными выборами).
Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов в разных странах избираются на 4–5 лет, верхние палаты (если они избираются) – обычно на такой же или более длительный срок. В парламентских, как и в иных выборах, две стороны: избиратели, голосующие за кандидата или список кандидатов, и кандидаты (списки), за которых голосуют. В первом случае избиратель реализует субъективное активное избират. право, во втором случае кандидатам принадлежит субъективное пассивное избират. право – право быть избранным (кандидату всегда принадлежит и активное избират. право, он может проголосовать и за себя, если проживает в данном избират. округе). Осн. требования активного и пассивного избират. права совпадают (гражданство государства, правоспособность, дееспособность и др.), но право быть избранным в парламент предполагает дополнит. условия: повышенный возраст (21 год – Гос. дума России, 23 года – нижняя палата Франции, 40 лет – Сенат Италии); требование не иметь иностр. гражданства и вида на жительство в др. государстве, пройти воен. службу для военнообязанных (Турция), уметь читать и писать на гос. языке (отд. страны Тропич. Африки), в некоторых мусульм. странах избранным может быть только мусульманин и др. Дата П. в. обычно назначается актом главы государства. После этого создаются избирательные комиссии (если они не являются постоянными), образуются избирательные округа (если не продолжают действовать прежние границы избират. округов). С определённого срока избират. комиссии начинают регистрацию кандидатов (парт. списков кандидатов) на должности депутатов и сенаторов. В некоторых странах с одномандатными округами по выборам в парламент кандидаты должны проживать обязательно в данном округе, при выборах сенаторов – в данном субъекте федерации или крупной адм.-терр. единице. Кандидаты выдвигаются партиями или возможно самовыдвижение. В случае самовыдвижения кандидат должен представить в свою поддержку подписи определённого числа избирателей. В некоторых странах число подписей незначительно (в Великобритании 10 избирателей одномандатного избират. округа), в некоторых – неск. сотен (200 – в Германии). В России это число было значительным – до 120 тыс., но затем уменьшено, позднее сбор подписей отменён (самовыдвиженцев в Гос. думу не стало, действовала только пропорциональная система – парт. списки кандидатов). Кандидаты представляют в комиссию заявления о согласии баллотироваться, справки о доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супруга, иногда несовершеннолетних детей, справки об отсутствии судимости, др. документы. Эти данные избират. комиссия проверяет. В некоторых странах кандидат вносит избирательный залог (напр., в Великобритании 500 ф. ст., в Индии 300 рупий); если кандидат не соберёт установленный процент голосов избирателей (в Великобритании – 5%, в Индии – 1/8 часть голосов), этот залог не возвращается, а идёт в доход государства. В России избират. залог на всех уровнях отменён. После завершения срока регистрации кандидатов с определённого дня, общего для всех кандидатов, начинается предвыборная агитация (преждеврем. агитация влечёт санкции к кандидату). Предвыборную агитацию ведут партии, сами кандидаты, их доверенные лица. Запрещено выдвигать экстремистские лозунги, призывать к насилию, использовать подкуп, шантаж избирателей. Избират. комиссии, органы публичной власти, должностные лица, проф. журналисты в предвыборной агитации участвовать не вправе. Принцип предвыборной агитации – равные условия для всех кандидатов (списков кандидатов). Для этого кандидаты, партии создают равный для всех избират. фонд (его потолок ограничен на основании закона решением избират. комиссии). Средства в этот фонд в определённой доле могут предоставить сами кандидаты, поддерживающие их партии, жертвовать физич. и юридич. лица. Кроме того, в большинстве стран государство бесплатно выделяет кандидатам (партиям для агитации за списки кандидатов) равное эфирное время и равную печатную площадь в гос. СМИ (в России распределяется по жеребьёвке). Однако в некоторых странах стоимость этих услуг необходимо возместить государству, если кандидат (парт. список) не получит определённый процент поданных голосов избирателей (в России – 4%). Для голосования назначается определённый день: во многих странах это воскресенье, в некоторых мусульм. странах – пятница. Иногда голосование длится полтора-два дня (Италия, Чехия), в отд. странах голосование продолжается (с перерывами) месяц или больше (Индия). Первичные результаты голосования (по бюллетеням или иным носителям информации) подсчитывают низовые избират. комиссии в присутствии кандидатов, представителей партий, прессы. Каждая участковая комиссия составляет протокол о результатах голосования по участку и представляет его в вышестоящую избират. комиссию. Последняя на основании протоколов суммирует данные по своей территории и представляет свой протокол в вышестоящую избират. комиссию вплоть до центр. избират. комиссии, которая подводит окончательные итоги голосования (в некоторых странах, напр. в Италии, эту задачу выполняет Мин-во внутр. дел). Комиссия определяет избранных (кандидатов или списки партий) и число депутатских мандатов, положенных каждой партии в соответствии с полученными голосами избирателей. Подсчёт и распределение мандатов (а затем вручение удостоверений избранным) осуществляются в соответствии с той избират. системой, которая существует для выборов в парламент в той или иной стране (мажоритарной, пропорциональной, смешанной в их разновидностях). Выборы в парламент признаются несостоявшимися, если в них приняло участие меньше избирателей, чем предусматривает закон (напр., во Франции менее 25% избирателей), но во многих странах, в т. ч. в России, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. В большинстве стран выборы считаются недействительными, если суд признал недействительными выборы в определённой части всех избират. участков (в России – 1/4 и более).