Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЖО́ГИН АНДРЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

ОЖО́ГИН Ан­д­рей Гав­ри­ло­вич (1746–1814), рос. ак­тёр. В 1757 по­сту­пил в раз­но­чинную гим­на­зию Моск. ун-та, где за­ни­мал­ся в «клас­сах ху­до­жеств»; в 1765 чис­лил­ся «ри­со­валь­ным под­мас­терь­ем». В нач. 1766 сре­ди пер­вых всту­пил в труп­пу Моск. пуб­лич­но­го те­ат­ра под рук. Н. С. Ти­то­ва и ос­та­вал­ся при всех по­сле­дую­щих ан­тре­пре­нё­рах, вой­дя в 1780 в со­став Пет­ров­ско­го те­ат­ра М. Е. Ме­док­са (см. Ме­док­са те­атр). На­ход­чи­вый и ост­ро­ум­ный мас­тер им­про­ви­за­ции. В те­че­ние 4 де­ся­ти­ле­тий один из са­мых по­пу­ляр­ных и ре­пер­ту­ар­ных ко­мич. ак­тё­ров; ис­пол­нял ро­ли в дра­мах, ко­ме­ди­ях и ко­мич. опе­рах: Си­ме­он Лес­ник («Ро­за­на и Лю­бим» Н. П. Ни­ко­ле­ва на му­зы­ку И. И. Кер­цел­ли), Вол­ды­рёв («Сби­тень­щик» Я. Б. Княж­ни­на на му­зы­ку А. Бул­ланд­та), Мель­ник Фад­дей («Мель­ник – кол­дун, об­ман­щик и сват» А. О. Аб­ле­си­мо­ва на му­зы­ку М. М. Со­ко­лов­ско­го), Ба­ба-яга («Ба­ба-яга» Д. П. Гор­ча­ко­ва на му­зы­ку М. Ста­бин­ге­ра), Ере­ме­ев­на («Не­до­росль» Д. И. Фон­ви­зи­на), Сва­ха («Об­ра­щён­ный ми­зан­троп, или Ле­бе­дян­ская яр­мон­ка» А. Д. Копь­е­ва), Скря­гин («Ску­пой» Княж­ни­на на му­зы­ку В. А. Паш­ке­ви­ча), са­дов­ник Ан­то­нио («Фи­га­ро­ва же­нить­ба» П. Бо­мар­ше), Бит­тер­ман («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу), Ста­рос­та («Бо­быль» П. А. Пла­виль­щи­ко­ва), Бри­фа­нио («Ве­не­ци­ан­ская яр­ман­ка» Дж. Бок­ке­ре­ни на му­зы­ку А. Саль­е­ри) и др. Ко­мизм О. свя­зан с тра­ди­ция­ми др.-рус. сме­хо­вой куль­ту­ры, иск-вом ско­мо­ро­хов, пло­щад­ным нар. юмо­ром глу­мо­твор­цев. 

Лит.: Ма­ка­ров [М. Н.]. Ста­рин­ный мо­с­ков­ский ко­мик Ожо­гин // Ре­пер­ту­ар и пан­те­он. 1846. Т. 15. № 9; Рих­тер И. Мо­с­ков­ские теат­ры XVIII сто­ле­тия // Еже­год­ник Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. СПб., 1915. Вып. 1; Го­зен­пуд А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии. Л., 1959; Ста­ри­ко­ва Л. М. Ис­то­рия Мо­с­ков­ской пуб­лич­ной ан­тре­при­зы вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 1996. М., 1998.

Вернуться к началу