Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУРИСТА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 398-399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель

НУРИСТА́НЦЫ (иран. нуристани – «про­све­щён­ные»), ка­фи­ры (араб. «не­вер­ный»), груп­па на­ро­дов на се­ве­ро-вос­то­ке Аф­га­ни­ста­на. На­се­ля­ют юж. скло­ны Гин­ду­ку­ша и бас­сей­ны рек Али­не­гар и Ку­нар (пров. Ну­ри­стан). Вклю­ча­ют ка­ти (30 тыс. чел.; 3,4 тыс. вост. кати жи­вут на се­ве­ро-запа­де Па­ки­ста­на, окр. Чит­рал на се­ве­ре пров. Хай­бер-Пах­тун­хва) и близ­ких к ним кам­ви­ри (ком, или баш­га­ли; 5,5 тыс. чел.), аш­кун (15 тыс. чел.), вай­га­ли (14 тыс. чел.) и близ­ких к ним тре­га­ми (1,5 тыс. чел.), пра­сун (па­рун, или васи; 3 тыс. чел.) (2011, оцен­ка). Го­во­рят на ну­ри­стан­ских язы­ках. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Нуристанская деревянная скульптура, привезённая эмиром Абдуррахманом в 1896 в качестве трофея в Кабул. Кабульский музей.

В древ­но­сти Ну­ри­стан (санскр. Ка­пи­ша) под­чи­нял­ся буд­дий­ской ди­на­стии Ша­хи (3–9 вв.), был из­вес­тен раз­ви­тым ско­то­вод­ст­вом (ко­зы, ло­ша­ди). При Газ­не­ви­дах об­ласть по­лу­чи­ла назв. Ка­фири­стан. За­ни­ма­ла изо­ли­ров. по­ло­же­ние (пер­вый ев­ро­пе­ец по­се­тил Ну­ри­стан в 1885). В 1896 Н. за­воё­ва­ны и об­ра­ще­ны в ис­лам эми­ром Аб­дур­рах­ма­ном, об­ласть бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Ну­ри­стан. Часть Н. пе­ре­се­ли­лась в сев.-зап. Па­ки­стан. Во вре­мя Аф­ган­ско­го кон­флик­та 1979–89 Ну­ри­стан был од­ним из цен­тров со­про­тив­ле­ния мод­жа­хе­дов (т. н. Ис­лам­ское ре­во­люц. гос-во). В 2001 Ну­ри­стан стал отд. адм. еди­ни­цей с ме­ст­ным са­мо­уп­рав­ле­ни­ем.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов гор­ных об­лас­тей Ср. Азии. Осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (круп­ный ро­га­тый скот, ко­зы) у муж­чин и оро­сит. тер­рас­ное зем­ле­де­лие (яч­мень, пше­ни­ца, про­со, го­рох, ку­ку­ру­за, джу­га­ра, фрук­ты, ви­но­град, ту­то­вое де­ре­во) у жен­щин.

Се­ле­ния де­ли­лись на квар­та­лы (гур); управ­ля­лись ста­рей­ши­на­ми (душ­то, джаст) и вы­бор­ным со­ве­том (уре, урир) из пред­ста­ви­те­лей каж­до­го квар­та­ла. Пре­об­ла­да­ют круп­ные се­ле­ния (деш) (св. 100 до­мов). В го­рах до­ма строи­лись тер­ра­са­ми. Ха­рак­тер­ны се­ле­ния-кре­по­сти: до­ма рас­по­ла­га­лись пря­мо­уголь­ни­ком, об­ра­ще­ны на­ру­жу глу­хи­ми зад­ни­ми сте­на­ми; вход че­рез во­ро­та, час­то име­ли сто­ро­же­вые баш­ни; в цен­тре се­ле­ния – пло­щадь с танцевальным до­мом (гром­ма, бечег) и при­мы­каю­щей к не­му пло­щад­кой усум-сагам. Жи­ли­ща из де­ре­ва, в гор­ных об­лас­тях – из кам­ня и гли­ны, 2–3-этаж­ные с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми и хле­вом в ниж­них эта­жах и жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми с вы­хо­дом на бал­кон – в верх­них; зем­ля­ная кры­ша час­то слу­жит ве­ран­дой. В цен­тре гл. ком­на­ты – све­то­ды­мо­вое от­вер­стие и очаг с тре­нож­ни­ком или кам­ня­ми для ус­та­нов­ки кот­ла, по уг­лам – стол­бы, под­дер­жи­ваю­щие кров­лю. У Н. от­сут­ст­ву­ют на­поль­ные ков­ры.

Тра­диц. муж­ская и жен­ская оде­ж­да – шер­стя­ной ха­лат, под­поя­сан­ный ко­жа­ным рем­нём или ку­ша­ком, и шта­ны, за­вя­зан­ные на щи­ко­лот­ках те­сём­ка­ми; на пле­чах – шаль. Ха­рак­тер­на без­ру­кав­ка из трёх козь­их шкур (де­вуш­ки к хво­сту под­ве­ши­ва­ли ко­ло­коль­чик). Позд­нее рас­про­стра­ни­лись хлоп­ча­то­бу­маж­ные пла­тья яр­ких цве­тов у жен­щин, чёр­ные ха­ла­ты и вы­ши­тые без­ру­кав­ки – у муж­чин. Муж­чи­ны бре­ют го­ло­ву, жен­щи­ны но­сят во­ло­сы рас­пу­щен­ны­ми с по­вяз­кой или за­пле­та­ют в мел­кие ко­сич­ки. На го­ло­ве муж­чи­ны но­сят вой­лоч­ную ша­поч­ку или тюр­бан, жен­щи­ны – ша­поч­ку или пла­ток, тя­жё­лые серь­ги из жёл­той ме­ди или оло­ва. Для тан­цев на­де­ва­ли ро­га­тый го­лов­ной убор с ме­тал­лич. ук­ра­ше­ния­ми и ра­ко­ви­на­ми.

Осн. пи­ща – хлеб в ви­де пло­ских ле­пёшек, мо­ло­ко, мас­ло, ко­зий сыр. Мя­со едят ред­ко, в по­лу­сы­ром ви­де, об­жа­ри­вая над от­кры­тым ог­нём, или ва­рё­ным. Го­то­вят по­хлёб­ку из кор­ней зон­тич­ных рас­те­ний и ди­ко­го лу­ка с му­кой и го­ро­хом.

Ис­лам­ские за­ко­ны со­блю­да­ют­ся сла­бо. До кон. 19 в. су­ще­ст­во­ва­ли ра­бы из по­том­ков во­ен­но­плен­ных (ре­мес­лен­ни­ки – ба­ри и слу­ги – шу­ва­ла) и дол­го­вые (ланс). По­том­ки ра­бов-во­ен­но­плен­ных об­ра­зу­ют осо­бый слой (брод­жан, бо­рд­жан), ко­то­рые жи­вут в по­сёл­ках ни­же по скло­ну, чем «сво­бод­ные» (ат­род­жан, аза); бра­ки меж­ду ат­род­жан и брод­жан за­пре­ще­ны. Ат­род­жан де­лят­ся на ло­ка­ли­зо­ван­ные пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ма­та) и пат­ри­ли­нид­жи (матр). Учи­ты­ва­ет­ся и би­ла­те­раль­ное род­ст­во: все род­ст­вен­ни­ки до 7-го ко­ле­на об­ра­зу­ют се­рию кон­це­нт­рич. родств. кру­гов, при­чём родств. ди­стан­ция из­ме­ря­ет­ся «ша­га­ми» (пу). Осо­бая связь су­ще­ст­ву­ет меж­ду че­ло­ве­ком и ро­дом его ма­те­ри (маль­да­ре). Се­мья боль­шая пат­ри­ар­халь­ная. Прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, авун­ку­лат, ле­ви­рат, ри­ту­аль­ное род­ст­во (со­ли­бар, су­ли­вор), в т. ч. с чу­же­зем­ца­ми. Крос­ску­зен­ные бра­ки за­пре­ще­ны. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва сме­шан­но­го би­фур­ка­тив­но-ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па: брат ма­те­ри вы­де­ля­ет­ся отд. тер­ми­ном, тог­да как все жен­щи­ны по­ко­ле­ния ро­ди­те­лей на­зы­ва­ют­ся об­щим тер­ми­ном. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу, сиб­лин­ги ро­ди­те­лей – по от­но­сит. воз­ра­сту.

Со­хра­ня­ют­ся ро­до­вые куль­ты, прак­ти­кую­щие­ся в ро­до­вых хра­мах (амел) с рез­ны­ми ан­тро­по­мо­рф­ны­ми стол­ба­ми; ин­ду­ист­ские по про­ис­хож­де­нию куль­ты вер­хов­но­го бо­га-твор­ца Им­ры (от санскр. Яма Рад­жа), его про­ро­ка Мо­ни, бо­га вой­ны Ги­ша и др., пред­став­ле­ния о злом бо­же­ст­ве Юше и не­ви­ди­мом ми­ре бо­гов Де­лу (от санскр. Де­ва Ло­ка). Храм Им­ры на­хо­дил­ся на тер­ри­то­рии пра­сун. Прак­ти­ко­ва­лись жерт­во­при­но­ше­ния (бы­ки, коз­лы, хлеб, кус­ки де­ре­ва ар­ча, то­п­лё­ное мас­ло и др.), ини­циа­ции маль­чи­ков и де­во­чек. Культ от­прав­лял­ся жре­ца­ми (ута мунд), жив­ши­ми в хра­мах, и их по­мощ­ни­ка­ми (да­би­ла­ла). Су­ще­ст­во­ва­ли ша­ма­ны (пшур). Бы­ли рас­про­стра­не­ны на­зем­ные по­гре­бе­ния в де­рев. ящи­ках на нож­ках; по­гре­бе­ние со­про­во­ж­да­лось пля­ска­ми. Устное твор­че­ст­во – ро­до­вые пре­да­ния, ле­ген­ды о бра­ть­ях-пра­ро­ди­те­лях Кти и Уй. Об­щие для муж­чин и жен­щин пляс­ки (нат) ус­тра­и­ва­лись в тан­це­валь­ном до­ме, напр. по слу­чаю ини­циа­ций, сва­деб и по­гре­бе­ний (обыч­но зи­мой), или на тан­це­валь­ной пло­щад­ке усум-са­гам. Со­хра­ни­лось уни­каль­ное для Ср. Азии во­каль­ное по­ли­фо­нич. мно­го­го­ло­сие. Ха­рак­тер­ный муз. ин­ст­ру­мент – ар­ха­ич. 5-струн­ная ду­го­вая ар­фа (т. н. ка­фир­ская ар­фа – вадж, вад­жи), на ко­то­рой иг­ра­ли пле­кт­ром. Пе­ние со­про­вож­да­ет­ся так­же иг­рой на 2-струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те (са­рин­ги – ме­ст­ный ва­риант са­ран­ги), ба­ра­ба­не в фор­ме пе­соч­ных ча­сов, буб­не, рит­мич­ны­ми хлоп­ка­ми в ла­до­ни. Сре­ди др. ин­ст­ру­мен­тов – флей­ты.

Лит.: Ро­берт­сон Д. С. Ка­фи­ры Гин­ду­ку­ша. Таш., 1906; Voigt M. Kafiristan. Breslau, 1933; Herrlich A. Beitrag zur Rassen- und Stam­mes­kunde der Hindukusch-Kafiren. [B.], 1937; Кис­ля­ков Н. А. Ка­фи­ры (ну­ри­стан­цы) // На­ро­ды Пе­ред­ней Азии. М., 1957; Jones S. The politi­cal organization of the Kam Kafirs. Kbh., 1967; Jettmar K. Die Religionen des Hindukusch. Stuttg., 1975; Klimburg M. The Kafirs of the Hindu Kush. Stuttg., 1999.

Вернуться к началу