Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКАНО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 698

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никулин

НИКАНО́Р (Бров­ко­вич Алек­сандр Ива­но­вич) [20.11(2.12).1827, по др. све­де­ни­ям, 1826, с. Вы­со­кое Шклов­ско­го у. Мо­ги­лёв­ской губ. – 27.12.1890(8.1.1891), Одес­са], рос. цер­ков­ный дея­тель, про­по­вед­ник, бо­го­слов, фи­ло­соф, ар­хи­епи­скоп Одес­ский (с 1886).

Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию (1850), по­стри­жен в мона­хи, ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­диа­ко­ны, за­тем в ие­ро­мо­на­хи (1851). Ос­тав­лен в ака­де­мии ба­ка­лав­ром по ка­фед­ре об­ли­чи­тель­но­го бо­го­сло­вия (1851), позд­нее вёл кур­сы вве­де­ния в пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие и об­ли­че­ния рас­ко­ла. Ма­гистр бо­го­сло­вия (1852). Бла­го­да­ря Н. ака­де­мич. б-ка при­об­ре­ла ок. 5 тыс. ру­ко­пис­ных ста­ро­об­рядч. со­чи­не­ний. В про­ти­во­вес сло­жив­ше­му­ся схо­ла­стич. ме­то­ду пре­по­да­ва­ния, Н. прак­ти­ко­вал не­тра­диц. под­ход: про­яв­ляя ин­те­рес к фи­ло­со­фии, в лек­ци­он­ных кур­сах де­таль­но из­ла­гал и кри­ти­че­ски ана­ли­зи­ро­вал разл. фи­лос. те­че­ния, в т. ч. атеи­сти­че­ские. Это спро­во­ци­ро­ва­ло его кон­фликт с ака­де­мич. кор­по­ра­ци­ей. Н. был ли­шён пра­ва чте­ния ос­нов­но­го бо­го­сло­вия, впо­след­ст­вии уда­лён из С.-Пе­тер­бур­га. Рек­тор Риж­ской (1856–1857/58), Са­ра­тов­ской (1857/58–1865), По­лоц­кой (1865–68) ду­хов­ных се­ми­на­рий, с 1856 ар­хи­ман­д­рит. В Ри­ге за­ни­мал­ся опи­са­ни­ем ста­ро­об­рядч. ру­ко­пи­сей, в Са­ра­то­ве изу­чал мест­ные те­че­ния ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Н. осу­ще­ст­вил пер­вое си­сте­ма­тич. ис­сле­до­ва­ние па­мят­ни­ков ста­ро­об­рядч. лит-ры. Рек­тор и проф. ос­нов­но­го бо­го­сло­вия Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1868–76), ру­ко­во­дил пре­об­ра­зо­ва­ни­ем ака­де­мии по но­во­му ус­та­ву 1869. Док­тор бо­го­сло­вия (1869).

В 1871 Н. ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы с ти­ту­лом Ак­сай­ский, ви­ка­рий Дон­ской епар­хии. В 1876–83 еп. Уфим­ский и Мен­зе­лин­ский; уве­ли­чил в епар­хии ко­ли­че­ст­во при­хо­дов (с 200 до 300), цер­ков­ных школ и мис­сио­нер­ских учи­лищ, за­ни­мал­ся про­по­ве­дью сре­ди та­тар, че­ре­ми­сов, во­тя­ков. В 1883–86 еп. Хер­сон­ский и Одес­ский, в 1886–1890/91 ар­хи­еп. Одес­ский. Пред­се­да­тель Учи­лищ­но­го со­ве­та при Си­но­де (1887–89), ру­ко­во­дил рас­ши­ре­ни­ем се­ти цер­ков­но-при­ход­ских школ. На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1890).

Гл. труд Н. «По­зи­тив­ная фи­ло­со­фия и сверх­чув­ст­вен­ное бы­тие» (не за­вер­шён; 1875–88, т. 1–3) пред­став­ля­ет со­бой фи­лос. апо­ло­гию хри­сти­ан­ст­ва и кри­ти­ку по­зи­ти­виз­ма. Н. по­лу­чил из­вест­ность на­пи­сан­ны­ми разг.-лит. язы­ком про­по­ве­дя­ми, ко­то­рые бы­ли сход­ны с пуб­ли­ци­стич. стать­я­ми, по­сколь­ку от­кли­ка­лись на все важ­ней­шие со­бы­тия совр. жиз­ни: про­по­ве­ди, по­свя­щён­ные ра­зо­бла­че­нию ни­ги­лиз­ма и ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных идей, рас­про­стра­не­нию штун­диз­ма, про­по­ве­ди о твор­че­ст­ве А. С. Пуш­ки­на, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, И. С. Ак­са­ко­ва. Отд. цикл бе­сед Н. по­свя­щён кри­ти­ке ре­лиг.-фи­лос. уче­ния Л. Н. Тол­сто­го, раз­ру­шаю­ще­го, по его сло­вам, «ос­но­вы об­ще­ст­вен­но­го и го­су­дар­ст­вен­но­го бы­та». Н. при­нял уча­стие в по­ле­ми­ке с В. С. Со­ловь­ё­вым по по­во­ду за­щи­щае­мой им тео­рии раз­ви­тия дог­ма­тов. Н. так­же ав­тор ме­му­ар­ных очер­ков о жиз­ни и бы­те рос. ду­хо­вен­ст­ва 19 в.

Соч.: Опи­са­ние не­ко­то­рых со­чи­не­ний, на­писан­ных рус­ски­ми рас­коль­ни­ка­ми в поль­зу рас­ко­ла: В 2 т. СПб., 1861; Пол­ное со­б­ра­ние тво­ре­ний: В 7 т. 3-е изд. М., 1898–1899; Био­гра­фи­че­ские ма­те­риа­лы. Од., 1900. Т. 1; По­уче­ния, бе­се­ды и ре­чи: В 5 т. 2-е изд. Од., 1900–1901; Про­тив гра­фа Тол­сто­го. Во­семь бе­сед. 4-е изд. Од., 1903; Ми­нув­шая жизнь: Из бы­та бе­ло­го и мо­на­ше­ст­вую­ще­го ду­хо­вен­ст­ва вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. Од., 1913. Т. 2.

Лит.: Кор­сун­ский И. Н. Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ный Ни­ка­нор, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский. М., 1891; Крас­но­сель­цев Н. Ф. Ни­ка­нор, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Одес­ский, и его уче­но-ли­те­ра­тур­ная дея­тель­ность. Од., 1893; Ка­ра­се­ва С. Г. Теи­сти­че­ская ме­та­фи­зи­ка ар­хи­епи­ско­па Ни­ка­но­ра (А. И. Бров­ко­ви­ча) // VI Ме­ж­ду­на­род­ные Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ские чте­ния: ма­те­риа­лы чте­ний. Минск, 2001. Ч. 1. Кн. 2.

Вернуться к началу