Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИЖНЕУ́ДИНСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Шахеров (история, экономика)

НИЖНЕУ́ДИНСК, го­род в Рос­сии, в юго-зап. час­ти Ир­кут­ской обл., центр Ниж­не­удин­ско­го р-на. Нас. 36,3 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен у под­но­жия от­ро­гов Вост. Сая­на, на р. Уда (бас­сейн р. Ени­сей; по тер­ри­то­рии го­ро­да про­те­ка­ют про­то­ки Уды, в т. ч. За­стрян­ка). Ж.-д. ст. на Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли. Че­рез Н. про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Бай­кал» (учас­ток Но­во­си­бирск – Ке­ме­ро­во – Крас­но­ярск – Ир­кутск – Ли­ст­вян­ка). Аэ­ро­порт.

Ос­но­ван 1(11).10.1648 на пра­вом бе­ре­гу р. Уда как Удин­ское зи­мо­вье крас­но­яр­ским ка­зачь­им ата­ма­ном Е. В. Тю­мен­це­вым в день По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (от­сю­да вто­рое назв. По­кров­ский го­ро­док). С 1664 По­кров­ский (или Удин­ский) ост­рог (пе­ре­страи­вал­ся в 1681 и 1727–28; ок­ру­жён зем­ля­ным ва­лом и рвом). В сер. 18 в. ук­ре­п­ле­ния бы­ли ра­зо­бра­ны; близ се­ле­ния про­шёл Моск. тракт (в Удин­ском ост­ро­ге уч­ре­ж­де­на поч­то­вая стан­ция). Ста­тус го­ро­да и совр. назв. с 1783. Уезд­ный (1783–1822, 1898–1922), ок­руж­ной (1822–98) го­род Ир­кут­ской губ. (в 1783–96 Ир­кут­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во). В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни Н. ос­та­вал­ся од­ним из са­мых не­боль­ших го­ро­дов ре­гио­на. Ука­зом Се­на­та от 12(24).2.1851 объ­е­ди­нён с Под­го­род­но-Удин­ской сло­бо­дой (рас­по­ла­га­лась на ле­вом бе­ре­гу Уды, че­рез неё про­хо­дил Моск. тракт; по чис­лу жи­те­лей пре­вос­хо­ди­ла Н.); го­род стал важ­ным об­мен­но-тор­го­вым пунк­том. Кро­ме Моск. трак­та, из Н. шёл зим­ний путь на р. Ле­на че­рез Брат­ский ост­рог, а так­же до­ро­га на Би­рю­син­ские зо­ло­тые при­ис­ки. Мн. жи­те­ли Н. за­ни­ма­лись от­хожи­ми про­мыс­ла­ми (из­воз, раз­воз­ная тор­гов­ля, ра­бо­ты на зо­ло­тых при­ис­ках). В 1897–98 по­строе­ны па­ро­воз­ное де­по и ж.-д. мас­тер­ские. В 1899 от­кры­то по­сто­ян­ное дви­же­ние по уча­ст­ку Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли Крас­но­ярск – Ин­но­кен­ть­ев­ская, про­шед­ше­му че­рез го­род.

В но­яб. 1917 власть в го­ро­де пе­ре­шла к объ­е­ди­нён­но­му Со­ве­ту ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов. В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22 в ночь на 29.5.1918 при под­держ­ке час­тей Че­хосл. кор­пу­са (см. в ст. Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са вы­сту­п­ле­ние 1918) в го­ро­де про­изош­ло вос­ста­ние про­тив сов. вла­сти. Вско­ре Н. пе­ре­шёл под кон­троль Вре­мен­но­го си­бир­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, за­тем Уфим­ской ди­рек­то­рии (но­яб. 1918) и «Ом­ско­го пра­ви­тель­ст­ва» (но­яб. 1918 – кон. 1919). С мар­та 1919 в Ниж­не­удин­ском у. раз­вер­ну­лось дви­же­ние крас­ных пар­ти­зан, со­вер­шав­ших ди­вер­сии на же­лез­ной до­ро­ге. С де­каб­ря то­го же го­да власть в Н. кон­тро­ли­ро­ва­лась пар­ти­за­на­ми и по­лит­бю­ро, под­дер­жи­вав­шим эсе­ров­ский По­лит­центр в Ир­кут­ске. На стан­ции Н. 4.1.1920 А. В. Кол­чак из­дал указ о сло­же­нии с се­бя зва­ния Вер­хов­но­го пра­ви­те­ля Рос­сии и пе­ре­да­че вла­сти А. И. Де­ни­ки­ну. 31 янв. в Н. во­шли час­ти РККА.

С 1922 Н. – за­штат­ный го­род Ту­лун­ско­го у. Ир­кут­ской губ. Рай­он­ный центр Ту­лун­ско­го (1924–29) и Кан­ско­го (1929–1930) ок­ру­гов Ир­кут­ской губ. (1924–26), Си­бир­ско­го края (1926–30), рай­он­ный центр Вос­точ­но-Си­бир­ско­го края (1930–1936), Вос­точ­но-Си­бир­ской обл. (1936–1937), Ир­кут­ской обл. (1937–63, с 1965).

От ис­то­рич. за­строй­ки Н. 19 – нач. 20 вв. со­хра­ни­лись: учас­ток в ме­ж­ду­ре­чье Уды и За­стрян­ки, отд. квар­та­лы с ку­печ. особ­ня­ка­ми, час­то ук­ра­шен­ны­ми резь­бой (до­ма Пер­филь­е­ва, Ви­но­гра­до­ва, Хлё­ст­ки­на); кир­пич­ные ма­га­зи­ны куп­цов Ме­те­ле­ва-Щел­ку­но­ва, Гур­ду­са, Кот­ко­ва; де­рев. 2-этаж­ный склад-ам­бар ма­га­зи­на Ва­силь­е­ва; по­жар­ная часть (1861). В нач. 20 в. воз­ве­де­ны: си­на­го­га; де­рев. ц. Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1907–08; по­строе­на на со­б­ран­ные на­се­ле­ни­ем день­ги на мес­те рас­стре­ла ж.-д. ра­бо­чих в дни ок­тябрь­ской за­бас­тов­ки 1905); во­ен. го­ро­док (1912, арх. И. И. Фе­ок­ти­стов) с ка­зар­ма­ми, ла­за­рет­ным кор­пу­сом и ча­сов­ней. В 1930-е гг. сне­се­ны гра­до­об­ра­зую­щие до­ми­нан­ты – ка­мен­ные Вос­кре­сен­ская ц. (1780–83) и Воз­не­сен­ский со­бор (1811–1815); в 1970–80-е гг. сне­се­на ис­то­рич. за­строй­ка Под­го­род­но-Удин­ской сло­бо­ды. Па­мят­ни­ки: обе­лиск «Бор­цам ре­во­лю­ции» (1967), «Скор­бя­щая мать» (1971), авиа­то­рам, по­гиб­шим в го­ды Вел. Отеч. вой­ны 1941–45 (1985) и др. В 1998 на го­ре Воз­не­сен­ская ус­та­нов­лен крест. Крае­ведч. му­зей (1972).

Пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, пи­ще­вой пром-сти, по об­слу­жи­ва­нию ж.-д. транс­пор­та; про­из-во строй­ма­те­риа­лов, из­де­лий из слю­ды. В рай­оне Н. – ле­со­за­го­тов­ки.

В ок­ре­ст­но­стях Н. – па­мят­ни­ки при­ро­ды: Уков­ский во­до­пад и Ниж­не­удин­ские пе­ще­ры. В Ниж­не­удин­ском р-не, в центр. час­ти Вост. Сая­на, – при­род­ный ре­ги­он То­фа­ла­рия (пл. св. 21 тыс. км2; Н. – бли­жай­ший на­се­лён­ный пункт, свя­зан­ный с ним авиа­со­об­ще­ни­ем) – ме­сто про­жи­ва­ния то­фа­ла­ров (од­на из са­мых ма­ло­числ. на­род­но­стей Рос­сии), на его тер­ри­то­рии – То­фа­лар­ский за­каз­ник фе­де­раль­но­го зна­че­ния.

Лит.: Кржи­жа­нов­ский В. И. Опи­са­ние го­ро­дов Ир­кут­ской гу­бер­нии за 1875 г. // Па­мят­ная книж­ка Ир­кут­ской гу­бер­нии на 1881 г. Ир­кутск, 1881; Бан­до Е. Г. Пред­бай­ка­лье. Го­ро­да и рай­оны. Ир­кутск, 1976; Ре­зун Д. Я., Ва­силь­ев­ский Р. С. Ле­то­пись си­бир­ских го­ро­дов. Но­во­сиб., 1989; Бе­се­ди­на О. Н. Ис­то­ри­че­ская за­строй­ка Ниж­не­удин­ска // Па­мят­ни­ки ис­то­рии, куль­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва Си­би­ри. Но­во­сиб., 1991; Про­та­со­ва Н. И. Очер­ки о Ниж­не­удин­ске. 2-е изд. Ниж­не­удинск, 2010.

Вернуться к началу