НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ (калька с греч. ἀχειροποίητος), изображение, чудесно возникшее без участия художника, т. е. созданное Самим Богом. Самый известный – Н. о. Христа, Святой убрус, Мандилион, Спас Нерукотворный, Плат Авгаря (греч. ῞Αγιον Μανδύλιον) – изображение лика Иисуса Христа на льняном плате.
Рассказ о возникновении Н. о. Христа содержится в «Церковной истории» Евагрия Схоластика (6 в.). Согласно сир. преданию нач. 3 в., больной царь Эдессы Авгарь V Уккама (4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и 13–50) послал своего слугу Ананию с письмом к Иисусу Христу, приглашая Спасителя прийти и исцелить его. О переписке Христа и Авгаря свидетельствовал в 4 в. Евсевий Кесарийский («Церковная история», кн. 1). В 6 в. появился рассказ о том, что Анания должен был также написать образ Христа красками, однако не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от лика. Тогда Сам Христос, умывшись, отёр Своё лицо платом (убрусом), на котором чудесным образом запечатлелось Его изображение. Н. о. был принесён в Эдессу, после чего царь Авгарь получил исцеление, а его подданные приняли христианство. Письмо Христа к Авгарю и Н. о. сохранялись в Эдессе как реликвии. Впоследствии правители города отошли от христианства, и верующие, чтобы спасти Н. о., находившийся на городской стене, закрыли его черепицей, на которой также возникло нерукотворное изображение – Керамидион (святое чрепие). Согласно Евагрию Схоластику, во время осады Эдессы перс. царём Хосровом в 544 Н. о. открыли и город был чудесно спасён. В 944 визант. имп. Константин VII Багрянородный торжественно перенёс святыню в Константинополь, в дворцовую ц. Богоматери Фарос. В честь этого события установлен церковный праздник – Перенесение Н. о. (Святого убруса) Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь [16(29) августа], а также составлена «Повесть о Нерукотворном образе», автором которой считается имп. Константин Багрянородный. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 реликвия исчезла.
Помимо Эдесского Мандилиона известен Н. о. из Камулианы (Малая Азия; 6 в.) – найденный в колодце отпечаток лика Христа на ткани, от соприкосновения с которым чудесно возник второй Н. о. также на ткани. Ещё один отпечаток на черепице почитался в г. Иераполис (Малая Азия), где по дороге из Иерусалима останавливался посланник царя Авгаря Анания, спрятавший во время ночлега св. Мандилион среди кирпичей.
Н. о. Христа получил широчайшую известность в христианском мире. Характерные черты прототипа сохранили его списки, наиболее ранним из которых можно считать изображение Н. о. на створке иконы 10 в. из мон. Св. Екатерины на Синае. Икона первоначально представляла собой триптих, в среднике которого находилась копия Н. о. На сохранившихся соединённых вместе боковых створках изображены ап. Фаддей, проповедавший в Эдессе христианство, и царь Авгарь, в руках которого находится белый плат с золотой бахромой с оглавным изображением Христа (лик и шея) с перекрестием, без нимба, с волосами, закинутыми назад. Такой же тип оглавного изображения имеется в росписи ц. Сакли-килисе в Гёреме (Каппадокия, 11 в.), на эмали медного креста-энколпиона из Киева (1-я пол. 12 в., Музео Сакро, Ватикан), а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон. (1140-е гг.), где Мандилион и Керамидион с греч. надписями помещены соответственно на щеках вост. и зап. подпружных арок. В росписи ц. Панагии ту-Аракос близ Лагудеры (Кипр, 1192), где также имеются оба варианта Н. о., у шеи Христа виден гиматий. Др. вариант изображения Н. о. представляет только лик с симметрично свисающими по сторонам прядями волос и пышной, иногда разделённой на пряди бородой [двусторонняя новгородская икона 2-й пол. 12 в., ГТГ; не сохранившиеся фрески ц. Спаса на Нередице (1199); мозаика собора в г. Монреале (Сицилия; 1180–89); икона из собора Нотр-Дам в Лане (1-я треть 13 в.) со слав. надписью: «Образ Господень на убрусе»]. Плат изображается либо в виде орнаментированной растянутой ткани, в соответствии с указанием на то, что Авгарь укрепил ткань на доске, либо собранным в складки, что подчёркивало историч. достоверность происхождения Н. о. Новгородская двусторонняя икона из ГТГ – редкий пример изображения не на ткани, а на золотом фоне. Керамидион, на изображениях которого присутствуют прожилки или имитация формы кирпича, встречается только в монументальных росписях. Изображения Спасителя на иконах Н. о. сопровождаются монограммой имени Христа «IС ХС», надписью, указывающей на саму реликвию – «τὸ ἅγιον μανδύλιον» (святой убрус) или «τὸ ἅγιον ϰεραμύδιον » (святое чрепие), иногда дополняется эпитетом «Царь Славы» (икона из Ростова кон. 13 – нач. 14 вв., ГТГ).
Др. тип Н. о., представляющий лик Христа с клинообразной бородой и плотно прилегающими двумя заострёнными прядями волос, получил распространение в 13–15 вв. Наиболее ранним образом такого типа является икона Н. о. в Ватикане (Папские дворцы; до 1208). Икона происходит из итал. мон. Сан-Сильвестро-ин-Капите, куда была привезена, вероятно, после захвата Константинополя крестоносцами. Её особенностью является техника исполнения. Образ написан не на дереве, а на холсте, приложенном к доске и прикреплённом к ней сплошным листом оклада, вырез которого идёт по контуру лика. Этот факт соответствует описанию того, как изготавливались копии Мандилиона, его буквальные повторения в материале. В Риме такие иконы получили назв. «Истинный Образ» (Vera Icona). Сохранились списки Н. о., точно воспроизводящие его иконографич. особенности (рим. фреска нач. 14 в., Музей икон, Реклингхаузен; диптих с Воскресением и Н. о., 1335, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Ближайшее сходство с рим. иконой имеет икона Н. о., хранящаяся в Генуе, в мон. Сан-Бартоломео-дельи-Армени (ок. 1362) – дар городу визант. имп. Иоанна V Палеолога. По мнению нем. исследователя Х. Бельтинга, такой же образ находился в среднике синайского триптиха. Этот образ и подобные ему, по мнению Бельтинга, являются точными копиями подлинного эдесского Мандилиона, достоверный вид которого, однако, остаётся неизвестным.
Сцены с историей Н. о., начиная с синайской иконы 10 в., получили распространение в миниатюрах рукописей, на иконах и окладах, в монументальных росписях [миниатюры минология 11 в., Нац. б-ка, Париж, Gr. 1528. Fol. 181v; миниатюра Хроники Иоанна Скилицы (перенесение Н. о. в Константинополь), 12 в., Нац. б-ка, Мадрид, Gr. 2. Fol. 131r; миниатюры лат. рукописи 13 в., Нац. б-ка, Париж, Lat. 2688; клейма серебряного визант. оклада иконы из Генуи; цикл истории Н. о. в росписи собора Рождества Богородицы мон. Матейч, Македония, 1356–60]. В кон. 16–17 вв. в рус. иск-ве получили распространение иконы Спаса Нерукотворного с иллюстрациями «Сказания о Спасе Нерукотворном» в клеймах (напр., икона Кирилла Уланова в ц. Покрова в Филях в Москве, 1694).
В зап.-европ. иск-ве популярен Н. о. Христа в терновом венце, получивший назв. «Плат Вероники». В основе этого изображения лежит визант. «Повесть о Нерукотворном образе», в которой говорится об образе, возникшем на плате, которым Христос отёр кровавый пот во время молитвы в Гефсиманском саду. Однако в лат. традиции это предание трансформировалось: появление образа связали с женщиной Вероникой (вероятно, от Vera Icona), подавшей платок Христу во время шествия на Голгофу. Сюжет со св. Вероникой широко распространён в искусстве 15–17 вв., причём на плате, который святая держит в руках, Христос изображается как в терновом венце, так и без него. В 18 в. Н. о. Христа в терновом венце появились и в России.
Существовал также Н. о. Богоматери с Младенцем, возникший в апостольские времена на столпе в храме г. Лидда (Диосполис Палестинский). Список с этого изображения, выполненный по заказу патриарха Германа Константинопольского (8 в.), прославился в эпоху иконоборчества и известен как Лиддская (Римская) икона Богоматери. В г. Салоники существует ц. Богоматери Ахиропиитос (Παναγία ’Αχειροποίητος), 5 в., название которой, вероятно, связано с почитавшейся в ней чудотворной иконой Богородицы.