Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́РВИК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 44-45

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова
Нарвик. Панорама города.

НА́РВИК (Narvik), го­род на се­ве­ре Нор­ве­гии, в фюль­ке (ок­ру­ге) Нур­ланн. Рас­по­ло­жен поч­ти в 200 км се­вер­нее Сев. по­ляр­но­го кру­га, на вер­ши­не не­за­мер­заю­ще­го Уфут-фьор­да, в 42 км от гра­ни­цы со Шве­ци­ей. Нас. 14,1 тыс. чел. (2012, с при­го­ро­да­ми ок. 18 тыс. чел.). Один из круп­ней­ших транс­порт­ных уз­лов за­по­ляр­ной Скан­ди­на­вии. Мор. порт. Ж.-д. со­об­ще­ние (че­рез швед. г. Ки­ру­на) с го­ро­да­ми Шве­ции и Фин­лян­дии. Че­рез Н. про­хо­дит трансъ­ев­ро­пей­ская ав­то­ма­ги­ст­раль Трел­ле­борг – Гё­те­борг (Шве­ция) – Мосс – Ос­ло – Трон­хейм – Нар­вик – Ал­та – Кир­ке­нес (Нор­ве­гия). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Хар­стад/Нар­вик (Эве­нес) (в 75 км от цен­тра го­ро­да).

Сло­жил­ся во­круг пор­та, по­стро­ен­но­го в 1880-е – нач. 1890-х гг. анг­ло-швед. кон­сор­циу­мом для транс­пор­ти­ров­ки же­лез­ных руд, до­бы­вае­мых на швед. ме­с­то­ро­ж­де­нии Ки­ру­на­ва­ра. В 1898–1902 со­ору­же­на ж.-д. вет­ка, со­еди­нив­шая Н. (назв. с 1898) и г. Ки­ру­на (Шве­ция; с 1996 при­над­ле­жит ком­па­нии МТАS, до­чер­не­му пред­при­ятию швед. гор­но­добы­ваю­ще­го кон­цер­на LKAB). В 1902 по­лу­чил ста­тус го­ро­да; вско­ре стал од­ним из круп­ней­ших пор­тов Нор­ве­гии. Ме­сто од­но­го из са­мых зна­чит. сра­же­ний в хо­де за­хва­та герм. вер­мах­том Да­нии и Нор­ве­гии. В бо­ях за Н. в 1940 уча­ст­во­ва­ли воо­руж. си­лы Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Нор­ве­гии и польск. со­еди­не­ния (см. Нор­веж­ская опе­ра­ция 1940), го­род был поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен. Вос­ста­нов­лен в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од. С кон. 1990-х гг. на мес­те ста­ро­го про­мыш­лен­но-склад­ско­го рай­она в цен­тре Н. воз­во­дит­ся но­вый мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс (вклю­ча­ет адм., де­ло­вые, куль­тур­ные и спор­тив­ные объ­ек­ты).

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т Norut Techno­logy (2003; инж., кли­ма­тич. и эко­ло­гич. тех­но­ло­гии). Уни­вер­си­тет­ский кол­ледж (ос­но­ван в 1955 как Тех­нич. кол­ледж Н., совр. назв. с 1994). На­уч. парк For­skningsparkeni Narvik (FPN; 2000; ок. 40 ком­па­ний, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся в об­лас­ти ин­фор­мац. и ком­му­ни­кац. тех­но­ло­гий, а так­же кон­сал­тин­го­вых и ту­ри­стич. ус­луг). Му­зеи: ме­мо­ри­аль­ный во­ен­ный (1964), крае­вед­че­ский (1981, в быв. зда­нии ж.-д. ад­ми­ни­ст­ра­ции, 1902). Гор. те­атр. Еже­год­но про­во­дит­ся ис­то­ри­ко-куль­тур­ный Зим­ний фес­ти­валь (март).

Бо­лее 80% ра­бо­таю­щих за­ня­ты в сфе­ре ус­луг (2012), где тра­ди­ци­он­но ве­ду­щую роль иг­ра­ют транс­порт­ные и ло­ги­стич. ус­лу­ги; с 1990-х гг. ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся ту­ри­стич. биз­нес и сек­тор ИТ. Мор. порт Н. – гл. «экс­порт­ные во­ро­та» ре­гио­на, клю­че­вой пункт фор­ми­рую­щей­ся транс­на­цио­наль­ной сис­те­мы транс­пор­ти­ров­ки гру­зов N. E. W. (Nor­thern East West Freight Corridor): вос­точ­ное по­бе­ре­жье Сев. Аме­ри­ки – Н. (вод­ным пу­тём) – вост. по­бе­ре­жье Азии (по ж. д.). Гру­зо­обо­рот пор­та ок. 15 млн. т в год (в т. ч. швед. же­ле­зо­руд­ные ока­ты­ши – ок. 90%, фин. дре­ве­си­на). Н. – центр ак­тив­но­го от­ды­ха ме­ж­ду­нар. зна­че­ния (ска­ло­ла­за­ние, спе­ле­о­ту­ризм и др.); на юго-зап. ок­раи­не го­ро­да – гор­но­лыж­ный ку­рорт Нар­вик­фь­ел­ле, один из круп­ней­ших в Нор­ве­гии. В пром-сти пре­об­ла­да­ет вы­пуск элек­тро­тех­нич. про­дук­ции. Пред­при­ятия ком­па­ний «Heat­Work» (в Н. – го­лов­ной офис; раз­ра­бот­ка и про­из-во обо­ру­до­ва­ния для про­гре­ва грун­та), «REC ScanCell AS» (под­раз­де­ле­ние «REC Group»; сол­неч­ные ба­та­реи), «Da­ta Process Automasjon» (су­до­вое элек­трон­ное и элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние).

К се­ве­ру от го­ро­да – По­ляр­ный зоо­парк (са­мый сев. зоо­парк ми­ра).

Вернуться к началу