Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУДАНЬЦЗЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 380-381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Муданьцзян. Вид города.

МУДАНЬЦЗЯ́Н, го­род в Сев.-Вост. Ки­тае, на юго-вос­то­ке пров. Хэй­лунц­зян. Нас. св. 764 тыс. чел. (2012; с при­го­ро­да­ми ок. 900 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на р. Му­дань­цзян. Об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию (гор. ок­руг пл. 40,6 тыс. км2) с на­се­ле­ни­ем св. 3 млн. чел. (вклю­ча­ет гор. уез­ды Му­лин, Нинъ­ань, Суй­фынь­хэ, Хай­линь, 2 сель­ских уез­да и др.; б. ч. тер­ри­то­рии по­кры­та ле­са­ми), на вос­то­ке гра­ни­ча­щую с рос. При­мор­ским кра­ем. Круп­ный транс­порт­ный узел. Ж.-д. со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Хар­бин, Да­лянь и др., а так­же с рос. Вла­ди­во­сто­ком (240 км). Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог (в т. ч. ав­то­со­об­ще­ние с Вла­ди­во­сто­ком). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Да­та ос­но­ва­ния М. не­из­вест­на. С нач. 8 в. центр им­пе­рии Бо­хай, в 926 за­хва­чен ки­да­ня­ми. На­чал бур­но раз­ви­вать­ся в свя­зи со строи­тель­ст­вом Ки­тай­ской Чан­чунь­ской же­лез­ной до­ро­ги. В 1932 ок­ку­пи­ро­ван япон. вой­ска­ми, во­шёл в со­став Мань­чжоу-го; за­тем – в кит. про­вин­ции Суй­нин (с 1946), Сунц­зян (1948), Хэй­лунц­зян (1954). В пе­ри­од «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76 на­хо­дил­ся под вла­стью Му­дань­цзян­ско­го ре­во­люц. к-та. Центр. часть, вклю­чая де­ло­вой рай­он го­ро­да, рас­по­ло­же­на на ле­вом бе­ре­гу р. Му­дань­цзян. Од­на из гл. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей М. – мо­ну­мент 8 де­вуш­кам-ге­рои­ням, по­гиб­шим в 1938 в хо­де На­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны в Ки­тае про­тив япон­ских за­хват­чи­ков 1937–45 (про­ект 1957, скульп­тор Юй Ци­юй­ань; реа­ли­зо­ван в 1984–88, скульп­то­ры Чжан Дэхуа, Си­ту Чжао­гу­ан, Цао Чунь­шэн и Сунь Цзи­бао). Ун-т М., Пе­да­го­гич. ун-т, ме­ди­цин­ский и пе­да­го­гич. кол­лед­жи. Сев.-Вост. зоо­парк (ус­су­рий­ские тиг­ры).

Круп­ный пром. и тор­го­вый центр. Неф­те­хи­мич. (в т. ч. пред­при­ятия «Mu­danjiang Petrochemical Group»), хи­мич. и фар­ма­цев­ти­че­ская, шин­ная («Hualin Tyre»), це­мент­ная («Mudanjiang Cement Group»), цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная («Mu­dan­jiang Hengfeng Paper Co.», «Dayu Pa­per Co.»), де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая пром-сть; про­из-во те­ле­ви­зо­ров («Kon­ka Group Co.»), ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва (пред­при­ятия гос. кор­по­ра­ции CNR), разл. ви­дов пром. обо­ру­до­ва­ния и др. Центр ту­риз­ма. При­гра­нич­ная тор­гов­ля с Рос­си­ей; в гор. уез­де Суй­фынь­хэ (близ рос. гра­ни­цы) – кит.-рос. тор­го­вая зо­на (1996).

На тер­ри­то­рии гор. ок­ру­га – ок­ру­жён­ное го­ра­ми оз. Цзин­по­ху (один из гл. ту­ри­стич. объ­ек­тов), ГЭС «Ляньхуа» (1996; 550 МВт). Ос­тат­ки древ­не­го го­ро­да Бо­хай Шанц­зин, эт­нич. дер. Бо­хай (жи­ли­ща и пред­ме­ты бы­та мань­чжу­ров и ко­рей­цев), при­род­ная ре­зер­ва­ция «Пик Му­дан» и др. За­го­тов­ки ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний.

Вернуться к началу