Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ЛЬТМАН МОЛЬТМАНН ЮРГЕН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский

МО́ЛЬТМАН, Мольт­манн (Moltmann) Юр­ген (р. 8.4.1926, Гам­бург), нем. про­тес­тант­ский бо­го­слов, свя­щен­но­слу­жи­тель.

Из не­ре­ли­ги­оз­ной се­мьи, в дет­ст­ве ув­ле­кал­ся фи­зи­кой и др. ес­теств. нау­ка­ми. В 1944 при­зван на во­ен. служ­бу, уча­ст­во­вал во 2-й ми­ро­вой вой­не. В 1945 по­пал в брит. плен; до 1948 на­хо­дил­ся в ла­ге­рях для во­ен­но­плен­ных, где пе­ре­жил ду­хов­ный кри­зис, об­ра­тив­шись к хри­сти­ан­ст­ву, на­чал за­ня­тия бо­го­сло­ви­ем. Окон­чил Гёт­тин­ген­ский ун-т (1952), в 1953–58 слу­жил пас­то­ром Еван­ге­лич. церк­ви Бре­ме­на (в при­го­ро­де Бре­ме­на – Вас­сер­хор­сте). Проф. Тю­бин­ген­ско­го ун-та (1967–94).

Ми­ро­вую из­вест­ность М. при­нес­ла кн. «Бо­го­сло­вие на­де­ж­ды. Ис­сле­до­ва­ние об ос­но­ва­нии и след­ст­ви­ях хри­сти­ан­ской эс­ха­то­ло­гии» (1964), за­ду­ман­ная как хри­сти­ан­ский от­вет на атеи­стич. «фи­ло­со­фию на­де­ж­ды» нем. фи­ло­со­фа-мар­ксис­та Э. Бло­ха. М. вы­ска­зал­ся за не­об­хо­ди­мость воз­ро­ж­де­ния кон­цеп­ции эс­ха­то­ло­гич. на­де­ж­ды на пред­стоя­щее Вто­рое при­ше­ст­вие Хри­ста как центр. дви­жу­ще­го фак­то­ра всей хри­сти­ан­ской жиз­ни и мыс­ли. Вме­сте с тем М. под­чёр­ки­вал и ис­то­ри­ко-по­ли­тич. ас­пект эс­ха­то­ло­гии, рас­смат­ри­вая разл. ос­во­бо­дит. дви­же­ния как кон­крет­ные ма­ни­фе­ста­ции на­де­ж­ды на но­вое бу­ду­щее, дан­ной вос­крес­шим Хри­стом. Идеи М. ока­за­ли влия­ние на ка­то­лич. «тео­ло­гию ос­во­бо­ж­де­ния», «аф­ри­кан­скую тео­ло­гию» Дж. Х. Ко­уна и др. Др. важ­ней­шим тру­дом М. ста­ла кн. «Рас­пя­тый Бог. Крест Хри­стов как ос­но­ва­ние и кри­ти­ка хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия» (1972), по­свя­щён­ная про­бле­ме тео­ди­цеи. Рас­смат­ри­вая «бо­го­сло­вие кре­ста» как обо­рот­ную сто­ро­ну «бо­го­сло­вия на­де­ж­ды», М. под­чёр­ки­вал лю­бовь Бо­га к ми­ру, яв­лен­ную в кре­ст­ных му­ках и ис­ку­пи­тель­ной смер­ти Хри­ста. Про­бле­мам пнев­ма­то­логии и экк­ле­зио­ло­гии по­свя­ще­на кн. «Цер­ковь в си­ле Ду­ха» (1975), ко­то­рую М. за­ду­мал как за­клю­чит. часть три­ло­гии (на­ря­ду с «Бо­го­сло­ви­ем на­де­ж­ды» и «Рас­пя­тым Бо­гом»). Мис­сию Св. Ду­ха М. ви­дел в на­пол­не­нии ми­ра при­сут­ст­ви­ем Бо­га и под­го­тов­кой гря­ду­ще­го эс­ха­то­ло­гич. пре­об­ра­же­ния тво­ре­ния.

Сре­ди др. со­чи­не­ний М. – тру­ды по триа­до­ло­гии, хри­сто­ло­гии, пнев­ма­то­ло­гии, хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии, со­от­но­ше­нию ре­ли­гии и нау­ки: «Че­ло­век. Хри­сти­ан­ская ан­тро­по­ло­гия в кон­флик­тах со­вре­мен­но­сти» (1971), «Трои­ца и Цар­ст­во Бо­жие» (1980), «Путь Ии­су­са Хри­ста» (1989), «Дух жиз­ни» (1991), «Нау­ка и муд­рость» (2002, рус. пер. 2005).

Важ­ное ме­сто в дея­тель­но­сти М. за­ни­ма­ют во­про­сы эку­ме­низ­ма, меж­хри­сти­ан­ско­го и меж­ре­ли­ги­оз­но­го диа­ло­га. В 1963–83 член к-та «Ве­ра и по­ря­док» Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Лит.: Diskussion über die «Theologie der Hoff­nung» von J. Moltmann / Hrsg. W.-D. Marsch. Münch., 1967; Diskussion über J. Moltmanns Buch «Der gekreuzigte Gott» / Hrsg. M. Wel­ker. Münch., 1979; Morse C. The logic of pro­mise in Moltmann’s theology. Phil., 1979; Bauck­ham R. The theology of J. Moltmann. Edinburgh, 1995.

Вернуться к началу