Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ДЛСБРО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 230-231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский

МИ́ДЛСБРО (Middlesbrough), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на се­ве­ро-вос­то­ке Анг­лии, име­ет ста­тус гор. уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 140,8 тыс. чел. (2010). Об­ра­зу­ет яд­ро ко­нур­ба­ции (гор. аг­ло­ме­ра­ции) Тис­сайд с нас. 681,8 тыс. чел. (вклю­ча­ет го­ро­да Харт­л­пул, Игл­ск­лифф и др.). Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу р. Тис, близ её впа­де­ния в Се­вер­ное мо­ре. Важ­ный узел же­лез­ных до­рог (со­об­ще­ние с Лон­до­ном, Ман­че­сте­ром, Йор­ком и др.) и ав­то­ма­ги­ст­ра­лей. В ко­нур­ба­ции Тис­сайд – мор. пор­то­вый ком­плекс Тис-Харт­л­пул (вклю­ча­ет ряд пор­тов и гру­зо­вых тер­ми­на­лов в устье р. Тис, а так­же порт Харт­л­пу­ла на бе­ре­гу Се­вер­но­го м.). Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ет аэ­ро­порт Да­рем-Тис-Вал­ли (близ г. Дар­линг­тон, в 13 км к за­па­ду от М.).

По­се­ле­ние на мес­те М. (назв. от англ. middle – се­ре­ди­на и borough – го­ро­док) воз­ник­ло при церк­ви, ос­но­ван­ной во 2-й пол. 7 в. на пол­пу­ти ме­ж­ду ста­рей­ши­ми на тер­ри­то­рии совр. Анг­лии мо­на­сты­ря­ми Уит­би и Да­рем. В 1830 де­рев­ня М. бы­ла со­еди­не­на ж.-д. ли­ни­ей с ма­ги­ст­ра­лью Сток­тон – Дар­линг­тон, что да­ло тол­чок её раз­ви­тию (ор­га­ны гор. са­мо­уп­рав­ле­ния бы­ли соз­да­ны к 1853). В 1840–1842 по­стро­ен мор. порт по вы­во­зу уг­ля, в 1851 на­ча­лось про­из-во чу­гу­на (на ба­зе же­лез­ных руд Клив­ленд­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния), в 1875 – ста­ли. К кон. 19 в. М. – круп­ней­ший центр чёр­ной ме­тал­лур­гии Ве­ли­ко­бри­та­нии (ок. 1/3 объ­ё­мов про­из-ва чу­гу­на и ста­ли в стра­не), один из гл. цен­тров фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­вых цен на чёр­ные ме­тал­лы. В нач. 20 в. чис­лен­ность на­се­ле­ния го­ро­да пре­вы­си­ла 100 тыс. чел. С 1920–30-х гг. пром. рост М. за­мед­лил­ся, по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны объ­ё­мы про­из-ва на­ча­ли со­кра­щать­ся. Во 2-й пол. 20 в. за­кры­ты ве­ду­щие пред­при­ятия. В 21 в. в М. со­хра­ня­ет­ся один из наи­бо­лее вы­со­ких уров­ней без­ра­бо­ти­цы в стра­не.

Мидлсбро. Мост-транспортёр через реку Тис. 1911. Фото Ralph Gant
Мидлсбро. Институт современного искусства с площадью Сентр-Сквер. 2007. Архитектор Э. ван Эгерат и архитектурное бюро «West 8». Слева – скульптура «Бутылка записей». 1993. Скульпторы К. Олденбург, К. ...

Сре­ди по­стро­ек 19 – нач. 20 вв.: ста­рое зда­ние Ра­ту­ши (1846, арх. У. Л. Моф­фат; ны­не об­ществ. центр и б-ка), от­де­ле­ние Нац. про­вин­ци­аль­но­го бан­ка в сти­ле не­о­ба­рок­ко (1870–72, арх. Дж. Гиб­сон; ны­не клуб), нео­го­ти­че­ские во­кзал (1873–77, арх. У. Пи­чи) и но­вое зда­ние Ра­ту­ши (1883–89, арх. Дж. Г. Хос­кинс), т. н. Уэбб-Ха­ус в ду­хе дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (1889–91, арх. Ф. Уэбб; пер­во­на­чаль­но адм. зда­ние ком­па­нии «Bells Brothers»), зда­ния те­ат­ра-мю­зик-хол­ла «Empire» (1896–99, арх. Э. Рунц; ны­не клуб) и ме­мо­ри­аль­но­го му­зея пол­ков­ни­ка Дж. Л. Дор­ма­на (1901–04, ар­хит. бю­ро «J. Mitchell Bottomley, Son and Wel­ford») в фор­мах эк­лек­тиз­ма, зда­ние центр. пуб­лич­ной б-ки в сти­ле не­о­клас­си­циз­ма (1909–12, ар­хи­тек­то­ры С. Б. Рас­селл, Т. Э. Ку­пер). Че­рез р. Тис пе­ре­ки­ну­ты мост-транс­пор­тёр (1911, инж. Ж. К. Эм­бо) и мост Нью­порт-Бридж с вер­ти­каль­ным подъ­ём­ным ме­ха­низ­мом (1931–34, инж. Д. Ан­дер­сон). В кон. 20 – нач. 21 вв. в М. бы­ли со­ору­же­ны адм. зда­ние «Centre North East» в ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле (1974; выс. 71 м, са­мая вы­со­кая по­строй­ка М.), Ин-т совр. иск-ва с пл. Сентр-Сквер (2007, арх. Э. ван Эге­рат и ар­хит. бю­ро «West 8») и ком­плекс Мидлсбро-кол­лед­жа (2008, ар­хит. мас­тер­ская «SMC Hickton Made­ley») в рус­ле не­омо­дер­низ­ма. Скульп­ту­ра «Бу­тыл­ка за­пи­сей», по­свя­щён­ная ка­пи­та­ну Дж. Ку­ку (1993, скульп­то­ры К. Ол­ден­бург, К. ван Бруг­ген).

М. – важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния на се­ве­ро-вос­то­ке Анг­лии: ун-т Тис­сай­да (1930, совр. ста­тус с 1992), Мидлсбро-кол­ледж, Клив­ленд­ский кол­ледж иск-ва и ди­зай­на. Ин-т совр. иск-ва (2007) с ху­дож. га­ле­ре­ей. Б-ка Кар­не­ги (1912). Му­зей ка­пи­та­на Дж. Ку­ка (ро­дил­ся близ М.; 1978). Фут­боль­ный клуб «Мидлсбро» (ос­но­ван в 1876) вы­сту­па­ет на «Ри­вер­сайд-ста­ди­ум» (от­крыт в 1995, ок. 35 тыс. мест); уча­ст­ник фи­на­ла Куб­ка УЕФА (2006). Мо­то­гон­ки на «Клив­ленд-Парк-ста­ди­ум» (в 1928–90 и с 2006).

Св. 3/4 ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния М. за­ня­то в сфе­ре ус­луг (тор­гов­ля, фи­нан­сы, об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние, транс­порт и связь, адм. ус­лу­ги и др.). Сре­ди гл. от­рас­лей эко­но­ми­ки ко­нур­ба­ции Тис­сайд – ло­ги­сти­ка и транс­порт. Гру­зо­обо­рот мор. пор­то­во­го ком­плек­са Тис-Харт­л­пул 45,4 млн. т (2008; 3-й по гру­зо­обо­ро­ту в стра­не по­сле пор­то­вых ком­плек­сов Гримс­би-Им­мин­ге­ма и Лон­до­на). В М. дей­ст­ву­ет ряд пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния (за­вод на­со­сов ком­па­нии «Flowserve Corp.» и др.). Раз­ви­ва­ют­ся вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные про­из-ва в об­лас­ти ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и био­тех­но­ло­гий. Пред­при­ятия лёг­кой (в т. ч. швей­ной) и пи­ще­вой пром-сти.

Близ М. – ро­ман­ская ц. Св. Кут­бер­та (12 в., пе­ре­строе­на в 1843–48), усадь­бы Ак­лам-Холл (гл. дом ок. 1680, рас­ши­рен в 1845 и 1910–12) и Ор­мс­би-Холл (гл. дом ок. 1600, пе­ре­стро­ен в 18 в. в рус­ле пал­ла­ди­ан­ст­ва).

Вернуться к началу