Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДВЕЖЬЕГО́РСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МЕДВЕЖЬЕГО́РСК, го­род в Рос­сии, в южной час­ти Ка­ре­лии, центр Мед­вежь­е­гор­ско­го района. Население 14,2 тыс. чел. (2019). Порт на бе­ре­гу По­ве­нец­ко­го залива Онеж­ско­го озера. Железнодорожная стан­ция Мед­ве­жья Го­ра. Че­рез Медвежьегорск про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Ко­ла» (С.-Пе­тер­бург – Пет­ро­за­водск – Мур­манск).

История

Ос­но­ван в 1916 при строи­тель­ст­ве Се­вер­ной железной дороги как стан­ция Мед­ве­жья Го­ра. Во вре­мя Гражданской вой­ны 1917–22 стан­ция в 1919–20 на­хо­ди­лась под кон­тро­лем Се­ве­ро-За­пад­ной ар­мии и со­юз­ных ей анг­ло-американских войск, при со­дей­ст­вии ко­то­рых соз­да­на ба­за су­дов и гид­ро­са­мо­лё­тов. В феврале 1920 за­ня­та час­тя­ми Рабоче-крестьянской Красной Армии. С 1929 ра­бо­чий посёлок Мед­ве­жья Го­ра. С 1931 здесь раз­ме­ща­лось Управ­ле­ние Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вым ла­ге­рем ОГПУ – НКВД, обес­пе­чив­шим строи­тель­ст­во Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла, в 1933–41 – Управ­ле­ние Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским ком­би­на­том ОГПУ – НКВД, ко­то­рый осу­ще­ст­в­лял экс­плуа­та­цию ка­на­ла и хо­зяйственное ос­вое­ние при­ле­гаю­щей к не­му тер­ри­то­рии. С 1938 го­род Медвежьегорск. В 1941, во вре­мя Великой Отечественной вой­ны, несколько раз пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки. 6 декабря ок­ку­пи­ро­ван финляндскими вой­ска­ми; к середине 1944 Медвежьегорск, и под­сту­пы к не­му пре­вра­ще­ны в мощ­ный ук­ре­п­лён­ный рай­он (сохранились ос­тат­ки ук­ре­п­ле­ний). В хо­де Свир­ско-Пет­ро­за­вод­ской опе­ра­ции 23.6.1944 город ок­ру­жён и взят час­тя­ми Крас­ной Ар­мии. Рай­он­ный центр Ка­рельской АССР (1927–40, 1956–92), Ка­ре­ло-Фин­ской ССР (1940–56), Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия (с 1992).

Архитектура

Медвежьегорск. Железнодорожный вокзал. 1916. Архитектор Р. М. Габе. Фото П. С. Павлинова

Со­хра­ни­лись по­строй­ки 1910–30-х гг.: зда­ние железнодорожного во­кза­ла (1916, арх. Р. М. Га­бе), са­на­то­рий «Мед­ве­жья Го­ра» (1924–26), бывшая гос­ти­ни­ца Управ­ле­ния Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла (1934–36; с 1991 в зда­нии рас­по­ло­жен Городской крае­ведческий му­зей), бывшее административное зда­ние НКВД (сер. 1930-х гг.). Па­мят­ник С. М. Ки­ро­ву (1958, скульп­тор М. Г. Ма­ни­зер); памятник в честь 25-ле­тия ос­во­бо­ж­де­ния го­ро­да – танк «Т-34» (1969).

Хозяйство

В Медвежьегорске – лес­пром­хоз, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия, ще­бё­ноч­ный за­вод, «Молзавод "Медвежка"». Фир­ма «Ка­рель­ские узо­ры» (из­де­лия народных ху­дожественных про­мы­слов, в т. ч. су­ве­нир­ная про­дук­ция с ис­поль­зо­ва­ни­ем т. н. за­онеж­ской вы­шив­ки).

Окрестности

Близ Медвежьегорска – кли­ма­тическая ку­рорт­ная ме­ст­ность (ле­чеб­ные ми­неральные ис­точ­ни­ки Ца­ри­цын Ключ и Три Ива­на). В посёлке По­ве­нец – зда­ния ка­зна­чей­ст­ва (1887), уезд­ной боль­ни­цы (начало 20 в.), жи­лые до­ма су­до­про­пу­ск­ных шлю­зов (№ 2, 4, 5, 8, 9) Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла (1930-е гг.). В 15 км от Медвежьегорска – уро­чи­ще Сан­дар­мох, ме­сто мас­со­вых рас­стре­лов за­клю­чён­ных в 1937–38 (об­на­ру­же­но в 1997, св. 9,5 тыс. чел.); в 1998 от­кры­то ме­мо­ри­аль­ное клад­би­ще Сан­дар­мох.

Лит.: Ка­рель­ский фронт в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–1945 гг.: Во­ен­но-ис­то­ри­че­ский очерк. М., 1984; Гра­вит В. В., Мул­ло И. М. Мед­вежь­е­горск. 2-е изд. Пет­ро­за­водск, 1987; По обе сто­ро­ны Ка­рель­ско­го фрон­та. 1941–1944: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. Пет­ро­за­водск, 1995; Ши­ро­ко­рад А. Б. Ве­ли­кая реч­ная вой­на: 1918–1920 годы. М., 2006.

  • МЕДВЕЖЬЕГО́РСК город в России, в юж. части Карелии, центр Медвежьегорского района (2011)
Вернуться к началу