БЕЛОМО́РСКО-БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНА́Л
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛОМО́РСКО-БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНА́Л, судоходный канал, соединяющий Белое м. с Онежским оз., часть водного пути между Белым и Балтийским морями. Протяжённость 227 км, в т. ч. 37 км – искусственные водные пути. Поднимается от пос. Повенец к водораздельному бьефу (7 шлюзов – т. н. повенчанская лестница на юж. склоне), затем спускается (12 шлюзов, зарегулированные озёра – Маткозеро, Выгозеро и др. на сев. склоне) и выходит в Белое м. у г. Беломорск (быв. Сорока); на трассе – 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Через Онежское оз., р. Свирь (работы по её шлюзованию проведены в 1930) и Ладожское оз. Б.-Б. к. соединяется с Волго-Балтийским водным путём. Проекты постройки канала обсуждались многократно, в т. ч. в 1798–99 и 1914–16. В 1930 предложение о постройке Б.-Б. к. рассмотрено на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) (5 мая), решение о строительстве принято постановлением СТО (3 июня), начаты изыскания для определения направления трассы (14 июня). Б.-Б. к. – первый крупный объект нар. хозяйства, сооружённый в СССР с использованием труда осуждённых. Первоначально глубина канала предусматривалась в 18 футов (ок. 5,5 м), однако из-за технич. ошибок и высоких планируемых затрат (св. 535 млн. руб.) его проектируемая глубина уменьшена до 12 футов (ок. 3,7 м). Проект разработан группой осуждённых инженеров под рук. С. Я. Жука (утверждён СТО 1.7.1931). Планировалось строить все сооружения из местных материалов с миним. использованием стали и бетона. На постройку канала выделено ок. 70 млн. руб. С июля 1931 для строительства начали привозить заключённых, в ноябре на базе Соловецких и Карело-Мурманских лагерей сформирован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. Первый участок трассы пущен в действие 23.4.1933, официально Б.-Б. к. принят в эксплуатацию 2 августа. Строительство обошлось более чем в 84 млн. руб., кроме того, заключёнными выполнены работы на сумму св. 17 млн. руб. для др. организаций. В 1931–33 на строительстве умерло 12318 осуждённых. В 1933–41 Б.-Б. к. использовался преим. в военно-стратегич. целях, по нему переведено 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок с Балтики для Северного и отчасти Тихоокеанского флотов. В Вел. Отеч. войну по юж. части Б.-Б. к. проходила линия фронта между сов. и финл. войсками (до 1944); сооружения канала в 1941 подорваны сов. войсками с целью задержать продвижение противника (восстановлены в 1946); сев. часть продолжала эксплуатироваться. В 1960–90-х гг. проведена реконструкция Б.-Б. к. По каналу суда смешанного плавания (река – море) перевозят лес, руду, др. грузы.