Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОГОПЕ́ДИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Чиркина

ЛОГОПЕ́ДИ́Я (от греч. λόγος  – сло­во, речь и παιδεία – вос­пи­та­ние, обу­че­ние, кор­рек­ция), нау­ка о на­ру­ше­ни­ях ре­че­вой дея­тель­но­сти при вро­ж­дён­ных и при­обре­тён­ных от­кло­не­ни­ях (на­ру­ше­ни­ях) пси­хо­ре­че­во­го раз­ви­тия, её спе­ци­фич. за­ко­но­мер­но­стях и функ­цио­ни­ро­ва­нии у де­тей ран­не­го, до­шко­ль­но­го, школь­но­го воз­рас­тов и у взрос­лых. Л. пред­став­ля­ет со­бой са­мо­сто­ят. от­расль кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­ки. Л. ха­рак­те­ри­зу­ет слож­ная сис­те­ма свя­зей с др. об­лас­тя­ми на­уч. зна­ния – пси­хо­ло­ги­ей, пси­хо­фи­зио­ло­ги­ей, пси­хо­лин­гви­сти­кой, пси­хо­ло­ги­ей ре­чи, нев­ро­ло­ги­ей и др.

Л. ис­сле­ду­ет струк­ту­ру на­ру­ше­ний ре­чи и их влия­ние на пси­хич. раз­ви­тие чело­ве­ка; раз­ра­ба­ты­ва­ет ме­то­ды пе­да­го­ги­че­ской (ло­го­пе­ди­че­ской) ди­аг­но­сти­ки и уст­ра­не­ния этих на­ру­ше­ний; пре­ду­пре­ж­да­ет, вы­яв­ля­ет и уст­ра­ня­ет (ком­пен­си­ру­ет) на­ру­ше­ния ре­чи пу­тём спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ной сис­те­мы ло­го­пе­дич. воз­дей­ст­вия, ко­то­рое вклю­ча­ет раз­ви­тие сен­сор­ных функ­ций, ре­че­вой мо­то­ри­ки, ре­че­мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, про­цес­сов вни­ма­ния, па­мя­ти; спо­соб­ст­ву­ет нор­ма­ли­за­ции ком­му­ни­ка­тив­ных и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний.

Ме­то­ды ло­го­пе­дич. воз­дей­ст­вия диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от фор­мы и глу­би­ны на­ру­ше­ния, вре­ме­ни его на­сту­п­ле­ния, на­ли­чия от­кло­не­ний пси­хич. раз­ви­тия, а так­же ус­ло­вий кор­рек­ци­он­но-об­ра­зо­ват. про­цес­са (до­шко­ль­ное об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ние, шко­ла, са­на­то­рий и т. п.).

Раз­ра­бо­та­ны разл. клас­си­фи­ка­ции [С. Ор­тон (США), М. Е. Хват­цев, Р. Е. Ле­ви­на] ре­че­вых на­ру­ше­ний, от­ра­жаю­щие раз­ные под­хо­ды к ана­ли­зу ре­че­вых рас­стройств. Это обу­слов­ле­но ши­ро­ким спек­тром во­про­сов, ко­то­ры­ми за­ни­ма­ет­ся Л., ме­то­дов, ис­поль­зуе­мых в тео­ре­тич. и эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ни­ях ре­че­вой ком­му­ни­ка­ции и осо­бен­но­стей ре­че­во­го по­ве­де­ния лиц с на­ру­ше­ния­ми ре­чи разл. этио­логии. Со­дер­жа­ние на­уч. дея­тель­но­сти в об­лас­ти Л. эво­лю­цио­ни­ру­ет в свя­зи с на­ко­п­ле­ни­ем но­вых дан­ных в об­лас­ти ре­че­вой па­то­ло­гии и вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью пре­одо­ле­ния и пре­ду­пре­ж­де­ния на­ру­ше­ний ре­чи сред­ст­ва­ми кор­рек­ци­он­но­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния.

Осн. эта­пы раз­ви­тия Л.:

Ста­нов­ле­ние пе­да­го­гич. на­прав­ле­ния Л.; тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и вне­дре­ние но­вых ор­га­ни­зац. форм по­мо­щи де­тям с вы­ра­жен­ны­ми от­кло­не­ния­ми ре­че­во­го раз­ви­тия (1940–70-е гг.; М. Е. Хват­цев, Р. Е. Ле­ви­на, О. В. Прав­ди­на).

Ин­тен­сив­ное на­ко­п­ле­ние но­вых зна­ний о на­ру­ше­ни­ях ре­че­вой дея­тель­но­сти с учё­том дос­ти­же­ний пси­хо­лин­гви­сти­ки и ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии; обоб­ще­ние эм­пи­рич. дан­ных на ос­но­ве ана­ли­за эф­фек­тив­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния ло­го­пе­дич. уч­ре­ж­де­ний сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. Раз­ра­бот­ка спе­циа­ли­зир. кор­рек­ци­он­но-об­ра­зо­ват. про­грамм [1970–90-е гг.; Л. Ф. Спи­ро­ва, Т. Б. Фи­ли­че­ва, Г. В. Чир­ки­на, Ч. Ван Рай­пер (США)].

Но­вые ис­сле­до­ва­ния ре­че­мыс­ли­тель­ной и ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти лиц с на­ру­ше­ния­ми ре­чи; раз­ра­бот­ка и сис­те­ма­ти­за­ция диф­фе­рен­цир. ло­го­пе­дич. тех­но­ло­гий пре­одо­ле­ния разл. форм ре­че­вых рас­стройств [1990–2000-е гг.; Л. С. Вол­ко­ва, Р. И. Ла­лае­ва, С. Шей­виц (США) и др.].

Раз­ви­тие Л. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся но­вы­ми под­хо­да­ми к диф­фе­рен­циа­ции лиц с на­ру­ше­ния­ми ре­чи с по­зи­ции вы­де­ле­ния осо­бых об­ра­зо­ват. ре­сур­сов в це­лях наи­бо­лее пол­ной ин­те­гра­ции в со­ци­аль­ную сре­ду.

Ха­рак­тер­ны две осн. тен­ден­ции раз­ви­тия Л.: с од­ной сто­ро­ны, вы­де­ле­ние её спе­циа­ли­зир. об­лас­тей (фо­но­пе­дия, изу­че­ние и кор­рек­ция дис­лек­сии, пре­вен­тив­ная Л., ис­сле­до­ва­ние слож­ной струк­ту­ры ре­че­во­го не­до­раз­ви­тия и др.) с со­ответст­вую­щим ме­то­до­ло­гич. ап­па­ра­том; с дру­гой сто­ро­ны, обоб­ще­ние (син­тез) фун­дам. тео­ре­тич. ос­нов Л. как гу­ма­ни­тар­ной нау­ки ин­те­гра­тив­но­го ти­па.

Лит.: Ло­го­пе­дия. Ме­то­ди­че­ское на­сле­дие / Под ред. Л. С. Вол­ко­вой. М., 2003–2007. Кн. 1–5; Ле­ви­на Р. Е. На­ру­ше­ния ре­чи и пись­ма у де­тей: Избр. тру­ды. М., 2005; Ме­то­ды об­сле­до­ва­ния ре­чи де­тей: По­со­бие по ди­аг­но­сти­ке ре­че­вых на­ру­ше­ний / Под ред. Г. В. Чир­ки­ной. 4-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу