Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛЬТИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 700-701

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАЛЬТИ́ЙЦЫ (са­мо­на­зва­ние – malti), на­род, осн. на­се­ле­ние Маль­ты. Чис­лен­ность до 400 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Жи­вут так­же в Ав­ст­ра­лии (92,3 тыс. чел. – 2006, пе­ре­пись), Ка­на­де (37,1 тыс. чел. – 2006, пе­ре­пись; зна­чит. маль­тий­ская об­щи­на – вбли­зи То­рон­то), США (30,5 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись), Ве­ли­ко­бри­та­нии (30,2 тыс. чел.) и др. Го­во­рят на маль­тий­ском язы­ке, рас­про­стра­не­ны так­же англ. и итал. язы­ки. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

Мальтийка в покрывале оунелла. Рисунок Э. К. Дингли. 1876.

Древ­ней­шее на­се­ле­ние Маль­ты – вы­ход­цы из Юж. Ита­лии. В фор­ми­ро­ва­нии М. при­ни­ма­ли уча­стие фи­ни­кий­цы, гре­ки, рим­ля­не, ван­да­лы и го­ты, ара­бы, италь­ян­цы (гл. обр. си­ци­лий­цы), ис­пан­цы и др. До 1923 пре­по­да­ва­ние ве­лось в осн. на итал. яз., до 1934 он был офиц. язы­ком Маль­ты. Ны­не пре­по­да­ва­ние в выс­шей и час­тич­но сред­ней шко­ле ве­дёт­ся на англ. яз. В 20 в. рос­ла эмиг­ра­ция с Маль­ты. Тра­диц. за­ня­тия – ого­род­ни­че­ст­во и са­до­вод­ст­во (рас­про­стра­не­ны на­сып­ные тер­ра­сы на гор­ных скло­нах), ви­но­де­лие, ры­бо­лов­ст­во. Бы­ло раз­ви­то ко­раб­ле­строе­ние и мо­ре­ход­ст­во (в сред­ние ве­ка маль­тий­ские мо­ря­ки слу­жи­ли на иностр. су­дах, в т. ч. на ко­раб­лях гер­цо­гов Бур­гунд­ских). В тра­диц. куль­ту­ре со­че­та­ют­ся юж.-ев­роп. и вост.-сре­ди­зем­но­мор­ская тра­ди­ции. Жен­скую оде­ж­ду от­ли­ча­ет чёр­ное по­кры­ва­ло с жё­ст­ким кар­ка­сом во­круг го­ло­вы (оунел­ла, фаль­дет­та). В ос­но­ве тра­диц. кух­ни – ово­щи, зе­лень, бо­бы, олив­ко­вое мас­ло, мор­ские про­дук­ты, сыр, ма­ка­ро­ны, рис; из мя­са пред­по­чи­та­ют сви­ни­ну. Из кон­ских бо­бов го­то­вят пас­ту (би­гил­ла), суп (ку­ск­су). Рас­про­стра­нён су­хой хлеб (хоб­за). Раз­ви­ты об­щин­ные свя­зи. В се­мье силь­ны ка­то­лич. тра­ди­ции, раз­во­ды и абор­ты за­пре­ще­ны. Для тра­диц. свадь­бы ха­рак­те­рен об­ряд (иль-джиль­ва) со­про­во­ж­де­ния же­ни­ха и не­вес­ты в цер­ковь под бал­да­хи­ном. Кар­на­вал со­про­во­ж­да­ет­ся мас­ка­ра­да­ми, тан­це­валь­ной инс­це­ни­ров­кой бит­вы с тур­ка­ми 1565 (Па­ра­та), со­стя­за­ния­ми во вле­за­нии на столб (кук­ка­нья) и др. По­пу­ляр­ны празд­ни­ки свя­тых па­тро­нов (фес­та). На День свя­тых Пет­ра и Пав­ла (л’Имнарья, 29 ию­ня) уст­раи­ва­ют фа­кель­ные ше­ст­вия, фей­ер­вер­ки, кон­ные скач­ки.

Муз. фольк­лор, объ­е­ди­нив­ший гл. обр. юж­но­итал. и араб. чер­ты, пред­став­лен ко­лы­бель­ны­ми, ро­ж­де­ст­вен­ски­ми пес­ня­ми, бал­ла­да­ми (ана таль-фатт) и др. во­каль­ны­ми и ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми жан­ра­ми. По­пу­ляр­ны им­про­ви­зи­ро­ван­ные пе­сен­ные со­стя­за­ния (ана спир­ту пронт) с уча­сти­ем 2, 4 или 6 муж­ских го­ло­сов в со­про­во­ж­де­нии од­ной и бо­лее ги­тар; для них ха­рак­тер­ны 4-строч­ные риф­мо­ван­ные сти­хи на зло­бо­днев­ные те­мы, 3-ча­ст­ное муз. строе­ние (ин­ст­ру­мен­таль­ные всту­п­ле­ние и за­клю­че­ние, сред­няя часть – че­ре­до­ва­ние пе­ния и ги­тар­ных ин­тер­лю­дий), ме­лиз­ма­ти­че­ское пе­ние фаль­це­том. По­доб­ная тех­ни­ка пе­ния встре­ча­ет­ся и в др. сти­лях: ана филь-оли («пе­ние в вы­со­ком ре­ги­ст­ре») и в бо­лее позд­них – ана ла борм­лид­жа (от назв. г. Борм­ла [Кос­пи­куа]) и ана биль-ксур («пе­ние с ук­ра­ше­ния­ми»). Сре­ди ста­рин­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов – во­лын­ка (джак), го­бой (зум­ма­ра), фрик­ци­он­ный ба­ра­бан (джафд­жа­фа; кор­пус де­ла­ет­ся из вин­но­го бо­чон­ка), бу­бен со зве­ня­щи­ми под­вес­ка­ми (там­бур). Тра­диц. ин­ст­ру­мен­таль­ное ан­самб­ле­вое му­зи­ци­ро­ва­ние вы­тес­ня­ет­ся ду­хо­вой му­зы­кой (фраг­мен­ты опер, мар­ши, по­пу­ляр­ные пес­ни и др.), за­ве­зён­ной в сер. 19 в. из Юж. Ита­лии. Бо­гат ска­зоч­ный фольк­лор.

Лит.: Cassar-Pullicino J. Studies in Maltese folklore. 2nd ed. Msida, 1992.

Вернуться к началу