Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЯТОШИ́НСКИЙ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 293-294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Б. Н. Лятошинский.

ЛЯТОШИ́НСКИЙ Бо­рис Ни­ко­лае­вич [22.12.1894(3.1.1895), Жи­то­мир – 15.4.1968, Ки­ев], укр. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель, нар. арт. УССР (1968). В 1918 окон­чил юри­дич. ф-т Ун-та Св. Вла­ди­ми­ра, в 1919 – Ки­ев­скую конс. по клас­су Р. М. Гли­эра (под его ру­ко­водством за­ни­мал­ся тео­ри­ей ком­по­зи­ции с 1913). С 1919 пре­по­да­вал здесь (с 1935 проф.). Од­но­врем. в 1935–38 и 1941–44 пре­по­да­вал в Моск. конс. ин­стру­мен­тов­ку. Сре­ди уче­ни­ков: Ю. М. Алек­сан­д­ров, И. Ф. Бэл­за, Л. А. Гра­бов­ский, В. В. Силь­ве­ст­ров, Е. Ф. Стан­ко­вич. Пред. прав­ле­ния Ас­со­циа­ции совр. му­зы­ки Ук­раи­ны (1922–25), СК Укр. ССР (1939–41), с 1948 чл. прав­ле­ния СК СССР и др. В ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра вы­сту­пал с 1917, пре­им. с ис­пол­не­ни­ем сво­их про­из­ве­де­ний. Со 2-й пол. 1950-х гг. уча­ст­во­вал в разл. муз.-об­ществ. ме­ро­прия­ти­ях за ру­бе­жом.

Один из круп­ней­ших укр. ком­по­зи­то­ров. Ав­тор пер­вой укр. сим­фо­нии (1918; ис­пол­не­на под упр. Р. M. Гли­эра в 1919, Ки­ев). Муз. стиль объ­еди­нил влия­ния по­зд­не­го ро­ман­тиз­ма, твор­че­ст­ва А. Н. Скря­би­на, франц. ком­по­зи­то­ров-им­прес­сио­ни­стов, ав­ст­ро-нем. экс­прес­сио­ни­стов, эле­мен­ты нар. му­зы­ки. Укр. фоль­к­лор впер­вые ис­поль­зо­ван в Увер­тю­ре на 4 ук­ра­ин­ские на­род­ные те­мы (1926); в опе­ре «Зо­ло­той об­руч» (по по­вес­ти И. Фран­ко «За­хар Бер­кут», 1930, Укр. те­атр опе­ры и ба­ле­та; 2-я ред. – 1970, Львов, Гос. пр. УССР, 1971) раз­ви­ты зап.-укр. нар. пе­сен­но-тан­це­валь­ные ме­ло­дии. Польск. фольк­лор на­шёл от­ра­же­ние в сим­фо­нич. по­эмах «Гра­жи­на» (по А. Миц­ке­ви­чу, 1955), «На бе­ре­гах Вис­лы» (1958), в «Поль­ской сюи­те» для ор­ке­ст­ра (1961). Об­ра­щал­ся так­же к рус., болг., тадж. нар. му­зы­ке (3 пье­сы на тадж. нар. те­мы для скрип­ки и фп., 1932). Со­чи­не­ни­ям Л. свой­ст­вен­ны дра­ма­тич. на­сы­щен­ность, тя­го­те­ние к мо­ну­мен­таль­но­сти, ко­ло­ри­стич­ность ор­ке­ст­ро­во­го пись­ма. В пар­тий­ных по­ста­нов­ле­ни­ях 1936 и 1948 Л. был объ­яв­лен «фор­ма­ли­стом» (2-я сим­фо­ния в 1936 за­пре­ще­на к ис­пол­не­нию). Сре­ди др. со­чи­не­ний: опе­ра «Щорс» (1938, Укр. те­атр опе­ры и ба­ле­та; 2-я ред. под назв. «Пол­ко­во­дец» – 1968, там же); кан­та­та «Заповiт» («За­ве­ща­ние», сло­ва Т. Г. Шев­чен­ко, 1939); 5 сим­фо­ний (1918, 2-я ред. – 1967; 1936, 2-я ред. – 1940; 1951, 2-я ред. – 1954; 1963; 1966 – «Сла­вян­ская»); сим­фо­нич. по­эмы – «Вос­со­еди­не­ние» (1949), «Ли­ри­че­ская по­эма па­мя­ти Р. Гли­эра» (1964); Сла­вян­ский кон­церт для фп. с ор­кест­ром (1953); 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струн­ных квар­те­тов (1915–44), «Ук­ра­ин­ский квин­тет» (1942; 2-я ред. – 1945; Гос. пр. СССР, 1946); со­на­ты – 2 для фп. (1924, 1925), для скрип­ки и фп. (1926); цикл «От­ра­же­ния» для фп. (1925); хо­ры, ро­ман­сы, об­ра­бот­ки нар. пе­сен; му­зы­ка к спек­так­лям и филь­мам, в т. ч. к ф. «Та­рас Шев­чен­ко» (1951; Гос. пр. СССР, 1952). Совм. с Л. Н. Ре­вуц­ким Л. соз­дал но­вую ре­дак­цию опе­ры «Та­рас Буль­ба» Н. В. Лы­сен­ко (1937), совм. с К. Г. Мос­тра­сом ин­ст­ру­мен­то­вал Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром Р. М. Гли­эра (1956).

Соч.: Вос­по­ми­на­ния. Пись­ма. Ма­те­риа­лы: В 2 ч. К., 1985–1986; Епiстолярна спад­щи­на: У 2 т. Київ, 2002.

Лит.: Бэл­за И. Ф. Б. Н. Ля­то­шин­ский. М.; Л., 1947; За­по­ро­жец Н. Б. Н. Ля­то­шин­ский. М., 1960; Са­мо­хва­лов В. Чер­ты му­зы­каль­но­го мыш­ле­ния Б. Ля­то­шин­ско­го. 2-е изд. К., 1977; он же. Б. Н. Ля­то­шин­ский. К., 1981; Ко­пи­ца М. Д. Сим­фо­нии Б. Ля­то­шин­ско­го: эпо­ха, кол­ли­зии, дра­ма­тур­гия. Ис­сле­до­ва­ние. К., 1990.

Вернуться к началу