Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРО́НБОРГ

Фото А. И. Нагаева Замок Кронборг. 1574–85.

КРО́НБОРГ, за­мок в г. Хель­син­гёр (Да­ния), на бе­ре­гу прол. Эре­сунн; па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния. Пер­вое со­ору­же­ние на этом мес­те – кре­пость Кро­ген, воз­ве­де­на в 1420-х гг. Эри­ком По­ме­ран­ским для сбо­ра на­ло­га с про­хо­дя­щих че­рез про­лив су­дов. В 1574 по ука­зу Фре­де­ри­ка II флам. арх. Х. ван Пас­хен на­чал пе­ре­строй­ку кре­по­сти; в 1577 кре­пость пе­ре­име­но­ва­ли в К., а ру­ко­вод­ство ра­бо­та­ми бы­ло пе­ре­да­но ни­дерл. арх. А. ван Оп­бер­ге­ну, раз­ра­бо­тав­ше­му бо­лее мас­штаб­ный про­ект ре­кон­ст­рук­ции (за­вер­ши­лась в 1585). К., ис­поль­зо­вав­ший­ся как ко­ро­лев­ская ре­зи­ден­ция, в 1629 силь­но по­стра­дал от по­жа­ра, но был тща­тель­но вос­ста­нов­лен Х. Стен­вин­ке­лем-млад­шим в 1631–37. В 1658–60 К. был за­нят швед. вой­ска­ми и раз­граб­лен. На­чи­ная с 1688 во­круг зам­ка со­ору­жа­лась до­пол­нит. сис­те­ма ук­ре­п­ле­ний Крон­верк (голл. арх. Й. Схол­тен, итал. арх. Д. Пел­ли). В 1785 К. пе­ре­да­ли во­ен. ве­дом­ст­ву и ис­поль­зо­ва­ли как ка­зар­мы до 1922. С 1915 в сев. кры­ле зам­ка рас­по­ло­жен Дат. мор­ской му­зей.

Ком­плекс К. пред­став­ля­ет со­бой 4 трёх­этаж­ных кры­ла, рас­по­ло­жен­ных по схе­ме ка­ре, уг­лы ко­то­ро­го от­ме­че­ны баш­ня­ми; са­мая вы­со­кая (Баш­ня Тру­ба­ча) вы­строе­на по­се­ре­ди­не юж. кор­пу­са (выс. со шпи­лем 57 м). Кир­пич­ные сте­ны зам­ка об­ли­цо­ва­ны пес­ча­ни­ком, а кры­ши по­кры­ты лис­то­вой ме­дью. Ре­нес­санс­ные чер­ты в ар­хи­тек­ту­ре К. про­яви­лись пре­ж­де все­го в клас­сич. эле­мен­тах оформ­ле­ния дво­ро­во­го фа­са­да зам­ка (сан­д­ри­ки, по­лу­ко­лон­ны и пр.). Един­ст­вен­ным по­ме­ще­ни­ем К., не по­стра­дав­шим от по­жа­ра 1629, яв­ля­ет­ся ча­сов­ня (ос­вя­ще­на в 1582) с дву­мя ря­да­ми ко­лонн тос­кан­ско­го ор­де­ра и рез­ны­ми и по­зо­ло­чен­ны­ми де­рев. скамь­я­ми, хо­ра­ми и ал­та­рём. Де­кор ос­таль­ных ин­терь­е­ров К. от­но­сит­ся к 17–18 вв. (в т. ч. Зал приё­мов, пер­во­на­чаль­но оформ­лен­ный 43 го­бе­ле­на­ми на сю­же­ты из Вет­хо­го За­ве­та и дат. ис­то­рии, 1577–80-е гг., худ. Х. Книп­пер; из 14 со­хра­нив­ших­ся го­бе­ле­нов 7 вы­став­ле­ны в К., ос­таль­ные – в Нац. му­зее, Ко­пен­га­ген). В под­зе­ме­лье К. ус­та­нов­ле­на ста­туя Холь­ге­ра Дат­ча­ни­на (1907, скульп­тор Х. П. Пе­дер­сен-Дан). Ны­не К. функ­цио­ни­ру­ет как му­зей. Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. К. тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся про­об­ра­зом зам­ка Эль­си­нор в тра­ге­дии У. Шек­спи­ра «Гам­лет».

Лит.: Christensen C. Kronborg: Frederik II renæssanceslot og dets senere skæbne. [Kbh.], 1950; Langberg H. Dansesalen pȧ Kronborg. [Kbh.], 1985; Woldbye V., Holst L. Kron­borg: the castle and the royal apartments. [Kbh.], 2001.

Вернуться к началу