Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́ЙЦЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРЕ́ЙЦЕР (Kreutzer), франц. му­зы­кан­ты, бра­тья. Ро­дольф (16.11.1766, Вер­саль – 6.1.1831, Же­не­ва), скри­пач, ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр и пе­да­гог. Сын нем. скри­па­ча. Уче­ник А. Ста­ми­ца. Кон­цер­ти­ро­вал с 13-лет­не­го воз­рас­та. С 1783 со­лист Ко­ро­лев­ской ка­пел­лы, за­тем – ор­ке­ст­ров в па­риж­ских те­ат­рах. С 1791 га­ст­ро­ли­ро­вал в Ита­лии, Гер­ма­нии, Гол­лан­дии, Ав­ст­рии. С 1801 со­лист ор­ке­ст­ра (пре­ем­ник П. Ро­де), с 1817 ка­пель­мей­стер Па­риж­ской опе­ры (в 1824–26 муз. ди­рек­тор). С 1802 ка­мер-вир­ту­оз дво­ра На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та, с 1815 – Лю­до­ви­ка XVIII. С 1795 проф. Па­риж­ской конс. (сре­ди уче­ни­ков – Ш. Ф. Ла­фон). В 1826 ос­та­вил служ­бу. На­ря­ду с Ро­де и П. Байо, К. – ос­но­ва­тель клас­сич. скри­пич­ной шко­лы Па­риж­ской конс. Его иг­ру, близ­кую по ду­ху и сти­лю Дж. Б. Ви­от­ти, вы­со­ко це­нил Л. ван Бет­хо­вен, по­свя­тив­ший ему свою со­на­ту для скрип­ки и фп. ор. 47 («Крей­це­ро­ва со­на­та»). На­пи­сан­ная К. совм. с Ро­де и Байо «Скри­пич­ная ме­то­да» («Méthode de vio­lon», 1802, рус. пер. 1812) и его сб-к этю­дов («Quarante études ou caprices», 1796; ши­ро­ко рас­про­ст­ра­нён по­ны­не) по­ло­жи­ли на­ча­ло но­во­му на­прав­ле­нию в скри­пич­ной пе­да­го­ги­ке. Ав­тор кон­цер­тов для скрип­ки, струн­ных квар­те­тов, трио, ду­этов, со­нат, ва­риа­ций и др. со­чи­не­ний для скрип­ки. По­пу­ляр­ный опер­ный ком­по­зи­тор, ав­тор бо­лее 40 опер, сре­ди них: «Жан­на д’Арк в Ор­леа­не» (1790), «Поль и Вир­ги­ния», «Ло­до­ис­ка» (обе 1791, все пост. в Па­ри­же).

Ав­густ (Жан Ни­ко­ла Огюст) (3.9.1778, Вер­саль – 31.8.1832, Па­риж), скри­пач. Учил­ся у бра­та. С 1798 скри­пач ор­ке­ст­ра «Опе­ра-Ко­мик», в 1801–20 – Па­риж­ской опе­ры, а так­же при­двор­но­го ор­ке­ст­ра в Па­ри­же. С 1826 проф. Па­риж­ской конс. Ав­тор кон­цер­тов, ду­этов, со­нат и др. со­чи­не­ний для скрип­ки.

Лит.: Cutter В. How to study Kreutzer. L., 1907; Hardy J. R. Kreutzer. P., 1910; Раа­бен Л. Н. Жизнь за­ме­ча­тель­ных скри­па­чей и вио­лон­че­ли­стов. Л., 1969; Dean W. French opera // The age of Beethoven, 1790–1830. L.; N. Y., 1982 (New Oxford history of music. Vol. 8); Schwarz B. French instrumental mu­sic between the revolutions (1789–1830). N. Y., 1987.

Вернуться к началу