Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНДЗЕЛЕ́ВИЧ ИОВ

И. Кондзелевич. Икона «Христос Пантократор». 1700–10-е гг. Волынский краеведческий музей.

КОНДЗЕЛЕ́ВИЧ (Кон­зе­ле­вич) Иов [1667, Жол­ква – 24.5(4.6).1740, с. Бе­ло­сток, близ Луц­ка], укр. ико­но­пи­сец. Обу­чал­ся пред­по­ло­жи­тель­но в Кие­ве и за гра­ни­цей, по др. све­де­ни­ям, у Г. Се­ми­чи­нов­ско­го. Инок (1686), ие­ро­мо­нах (1687) Бе­ло­стоц­ко­го мон., ак­тив­ный дея­тель Луц­ко­го пра­во­слав­но­го брат­ст­ва (1710-е гг.). Вво­дил в ре­лиг. сю­же­ты жан­ро­вые сце­ны, пей­за­жи и ин­терь­е­ры (пре­крас­но вла­дел мас­тер­ст­вом про­стран­ст­вен­ных по­строе­ний). Сре­ди со­хра­нив­ших­ся ра­бот: ико­ны из ико­но­ста­са ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла Бе­ло­стоц­ко­го мон. («Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» и «Шесть Апо­сто­лов»; 1690-е гг.); ки­от (1695) и ико­но­стас (1722) для За­го­ров­ско­го мон., близ Луц­ка (ны­не все – в Нац. му­зее, Львов). В 1698–1705 под рук. К. и при его уча­стии вы­пол­нен т. н. Бо­го­род­чан­ский ико­но­стас для Ма­няв­ско­го ски­та в При­кар­па­тье – наи­бо­лее из­вест­ная ра­бо­та мас­те­ра (ны­не в Нац. му­зее, Львов). В ико­не «Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» (там же) изо­бра­жён гор. пей­заж – один из пер­вых в укр. иск-ве. Ра­бо­та­ми К. счи­та­ют­ся так­же ки­от из церк­ви с. Хо­ро­ва, близ пос. Ло­ка­чи (1696), ико­ны «Бо­го­ма­терь Еле­уса» и «Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха» из ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в Бе­ло­сто­ке (1690-е гг.), фраг­мен­ты ико­но­ста­са из церк­ви с. Го­ро­ди­ще, 3 ико­ны из про­ро­че­ско­го ря­да из церк­ви в пос. Ло­ка­чи.

Лит.: Ба­тiг М. Ӥ. Конд­зе­ле­вич i Бо­город­чан­ський iко­но­стас. Львiв, 1957; Си­дор О. Ф. Ху­дож­ня спад­щи­на Ӥ. Конд­зе­ле­ви­ча // Об­ра­зо­твор­че мис­тец­тво. 1985. № 5.

Вернуться к началу