Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОММУНИТАРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 674

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Макеева, О. О. Савельева

КОММУНИТАРИ́ЗМ (от лат. communis – общий), на­прав­ле­ние в со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, воз­ник­шее в 1980-х гг. пре­им. в США на вол­не кри­ти­ки идео­ло­гии ли­бе­ра­лиз­ма. Не раз­де­ляя об­щей фи­лос. по­зи­ции, ряд кри­ти­ков (Ч. Тей­лор, Ка­на­да; А. Ма­кин­тайр, М. Сан­дел, М. Уол­цер – США) вы­дви­ну­ли близ­кие по ду­ху ар­гу­мен­ты про­тив кон­цеп­ции ли­бе­ра­лиз­ма, пред­став­лен­ной, в ча­ст­но­сти, в ра­бо­те Дж. Рол­за «Тео­рия спра­вед­ли­во­сти» (1971), что и по­слу­жи­ло ос­но­ва­ни­ем для объ­е­ди­не­ния их под об­щим назв. «ком­му­ни­та­ри­сты». Под­верг­нув кри­ти­ке ха­рак­тер­ные для ли­бе­ра­лов ин­ди­ви­дуа­лизм и ато­мизм в по­ни­ма­нии от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и об­ще­ства как ре­зуль­та­та до­го­во­ра ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми, «аб­ст­ракт­ный уни­вер­са­лизм» в трак­тов­ке цен­но­стей, ком­му­ни­та­ри­сты про­ти­во­пос­та­ви­ли пред­став­ле­нию о че­ло­ве­ке как сво­бод­ном и ра­цио­наль­но дей­ст­вую­щем ин­ди­ви­де идею куль­тур­но-ис­то­рич. обу­слов­лен­но­сти лич­но­сти, её вклю­чён­но­сти в раз­но­об­раз­ные со­ци­аль­ные прак­ти­ки.

В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. К. при­об­рёл бо­лее ши­ро­кий со­ци­аль­но-по­ли­тич. ха­рак­тер, по­ста­вив сво­ей це­лью раз­ра­бот­ку эф­фек­тив­ной мо­де­ли гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва (А. Эт­цио­ни, У. Гал­стон – США). Кон­цеп­ция К. ис­хо­дит из то­го, что ин­те­ре­сы гра­ж­дан в совр. об­ще­ст­ве не мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны ни че­рез со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты (они под­чи­не­ны бю­ро­кра­тии), ни пу­тём ин­ди­ви­ду­аль­ных дей­ст­вий. Един­ст­вен­ный путь – объ­е­ди­не­ние гра­ж­дан в «ком­му­ни­тар­ные со­об­ще­ст­ва», пред­став­ляю­щие со­бой са­мо­управ­ляе­мые и де­цен­тра­ли­зо­ван­ные груп­пы, сво­бод­но фор­ми­руе­мые ин­ди­ви­да­ми на ба­зе об­щих ин­те­ре­сов, нрав­ст­вен­ных прин­ци­пов, ду­хов­ной бли­зо­сти, лич­но­ст­ных свя­зей и т. п. (тер­ри­то­ри­аль­ные об­щи­ны, не­пра­ви­тельств. ор­га­ни­за­ции, ре­лиг. об­щи­ны, «брат­ст­ва», «клу­бы по ин­те­ре­сам» и т. д.). Об­ще­ст­во в це­лом рас­смат­ри­ва­ет­ся как «со­об­ще­ст­во со­об­ществ», ос­но­ван­ное на парт­нёр­ст­ве и ба­лан­се ин­те­ре­сов ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом, рын­ком и груп­па­ми гра­ж­дан («трёх­сек­тор­ная мо­дель об­ще­ст­ва» Эт­цио­ни). Го­су­дар­ст­во при этом долж­но взять на се­бя ко­ор­ди­на­цию дей­ст­вий ком­му­ни­тар­ных со­об­ществ и ре­ше­ние стра­те­гич. про­блем об­ществ. раз­ви­тия. На­ря­ду с об­щей кон­цеп­ци­ей пре­об­ра­зо­ва­ния об­ществ. от­ноше­ний в рам­ках К. раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся так­же прак­тич. про­бле­мы, свя­зан­ные с со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем су­ще­ст­вую­ще­го со­ци­аль­но­го по­ряд­ка,  се­мей­ных от­но­ше­ний, ор­га­ни­за­ции тру­да и управ­ле­ния, рос­та бла­го­сос­тоя­ния и т. п. (Дж. Грей и Д. Мар­ку­энд, Ве­ли­ко­бри­та­ния, и др.). «Ком­му­ни­тар­ная плат­фор­ма», сфор­му­ли­ро­ван­ная Эт­цио­ни и его по­сле­до­ва­те­ля­ми, на­шла своё от­ра­же­ние в про­грам­мах и за­яв­ле­ни­ях по­ли­тич. ли­де­ров кон. 20 в. (Б. Клин­тон, «но­вые лей­бо­ри­сты»).

Лит.: Walzer M. Spheres of justice. Oxf., 1983; Forst R. Kontexte der Gerechtigkeit: po­li­tische Philosophie jenseits von Liberalis­mus und Kommunitarismus. Fr./M., 1994; Etzioni A. The spirit of community. L., 1995; Sandel M. Liberalism and the limits of justice. 2nd ed. Camb., 1998; Пеп­пель К. Ком­му­ни­та­ризм и ли­бе­ра­лизм, или чем объ­е­ди­ня­ет­ся об­ще­ст­во // Со­вре­мен­ные стра­те­гии куль­ту­ро­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 2000; Гро­мы­ко А. А. По­ли­ти­че­ский ре­фор­мизм в Ве­ли­ко­бри­та­нии (1970–1990 гг.). М., 2001; Эт­цио­ни А. От им­пе­рии к со­об­ще­ст­вам: но­вый под­ход к ме­ж­ду­на­род­ным от­но­ше­ни­ям. М., 2004; Алек­сее­ва Т. А. Со­вре­мен­ные по­ли­ти­че­ские тео­рии. 2-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу