Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́БЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 363

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Хропов
Святилище Икута. Основано в нач. 3 в.

КО́БЕ, го­род в Япо­нии, адм. центр пре­фек­ту­ры Хио­го. Нас. 1532,3 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де о. Хон­сю, на по­бе­ре­жье зал. Оса­ка Внут­рен­не­го Япон­ско­го мо­ря. Зна­чит. часть гор. тер­ри­то­рии со­став­ля­ют на­сып­ные ост­ро­ва Порт-Ай­ленд (1966–81, 826 га, со­еди­нён с го­ро­дом двухъ­я­рус­ным мос­том и под­вод­ным тон­не­лем «Ми­на­тод­зи­ма») и Рок­ко (1992, 595 га). Один из важ­ней­ших транс­порт­ных уз­лов стра­ны: в К. пе­ре­се­ка­ют­ся ско­ро­ст­ные ав­то­стра­ды «Мей­син», «Хан­син», «Санъё», «Тю­го­ку», Ко­бе – Авад­зи – На­ру­то. Ав­то­мо­биль­ным мос­том че­рез прол. Ака­си (1998; дли­на св. 3,9 км; выс. опор 298 м – са­мый вы­со­кий и длин­ный под­вес­ной мост в ми­ре) свя­зан с о. Авад­зи. Ко­неч­ный зап. пункт ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли «То­кай­до» (Ко­бе – То­кио). Вдоль сев. ок­ра­ин К. в тон­не­ле про­хо­дит ли­ния «То­кай­до-Санъё» (То­кио – Фу­куо­ка) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ж. д. «Син­кан­сен» (ст. Син-Ко­бе). Аэ­ро­порт (на ис­кусств. ост­ро­ве, со­еди­нён­ном мос­том с о. Порт-Ай­ленд; 2,7 млн. пас­са­жи­ров в 2006). Круп­ный порт. Гру­зо­обо­рот 95,5 млн. т (из них 48,7 млн. т – внеш­не­тор­го­вые гру­зы, 46,8 млн. т – ка­бо­таж­ные пе­ре­воз­ки; 2006). В 2006 вве­зе­но 26,8 млн. т внеш­не­тор­го­вых гру­зов (в т. ч. 13,1% уголь, 7,4% тек­стиль, 6,2% фрук­ты и ово­щи), от­прав­ле­но 21,9 млн. т (в т. ч. 22,6% стан­ки, 11,6% ав­то­мо­би­ли). Па­ром­ное со­об­ще­ние с пор­та­ми Та­ка­ма­цу и Ма­цуя­ма (о. Си­ко­ку), Ки­та­кю­сю и Ои­та (о. Кю­сю). В дек. 2007 пор­ты К., Ама­га­са­ки-Ни­си­но­мия-Асия, Оса­ка и Са­каи-Сем­бо­ку в зал. Оса­ка ад­ми­ни­ст­ра­тив­но объ­е­ди­не­ны в порт Хан­син. В К.  две сис­те­мы мет­ро­по­ли­те­на («Kobe Ra­pid Railway», 1968, и «Kobe Municipal Subway», 1977). Раз­ветв­лён­ная сеть гор. же­лез­ных до­рог, в т. ч. две пол­но­стью ав­то­ма­ти­зир. ли­нии: «Порт-Ай­ленд» (от­кры­та в 1981 – пер­вая в ми­ре ав­то­ма­ти­зир. сис­те­ма гор. транс­пор­та) и «Рок­ко» (1990).

По­се­ле­ние на мес­те совр. К. из­вест­но с древ­но­сти. В пе­ри­од Хэй­ан мор. порт, в эпо­ху То­ку­га­ва един­ст­вен­ный япон. порт, от­кры­тый для тор­гов­ли с ев­роп. куп­ца­ми. По­сле 1868 япон. вла­сти раз­ре­ши­ли се­лить­ся в го­ро­де иностр. мис­сио­не­рам и тор­гов­цам, ко­то­рым здесь вы­де­ля­лись зе­мель­ные уча­ст­ки. В 1874 по­строе­на же­лез­ная до­ро­га Ко­бе – Оса­ка. Ста­тус го­ро­да с 1889. В го­ды ки­тай­ско-япон­ской вой­ны 1894–95 и рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 К.  ба­за япон. ВМФ. На­чи­ная с 1907 порт К. был зна­чи­тель­но рас­ши­рен, пре­вра­тил­ся в один из круп­ней­ших в Япо­нии. В по­сле­дую­щие го­ды го­род раз­ви­вал­ся так­же как центр су­до­строе­ния. Силь­но по­стра­дал от бом­бар­ди­ро­вок в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны (порт в пол­ном объ­ё­ме во­зоб­но­вил свою ра­бо­ту лишь во 2-й пол. 1950-х гг.). В янв. 1995 К. раз­ру­шен зем­ле­тря­се­ни­ем, к 2005 фак­ти­че­ски от­стро­ен за­но­во.

Го­род вы­тя­нут вдоль мор. по­бе­ре­жья, име­ет не­ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку. В центр. час­ти К. пре­об­ла­да­ет за­строй­ка ев­роп. ти­па кон. 19 – нач. 20 вв. На тер­ри­то­рии К.  круп­ней­ший в пре­фек­ту­ре Хио­го кур­ган-ко­фун Го­си­кид­зу­ка (кон. 4 – нач. 5 вв.), хра­мо­вые ком­плек­сы, в т. ч. син­тои­ст­ское свя­ти­ли­ще Ику­та (ос­но­ва­но в нач. 3 в.), ста­рей­шая сель­ская усадь­ба в Япо­нии Ха­ко­ги-Сен­не­ня (15 в.). Сре­ди по­стро­ек 20 в.  не­оре­нес­санс­ное зда­ние пра­ви­тель­ст­ва пре­фек­ту­ры Хио­го (1902, арх. Хан­ро­ку Яма­гу­ти), ги­пер­бо­ло­ид­ная кон­ст­рук­ция выс. 108 м «баш­ня пор­та Ко­бе» (1963).

К.  круп­ный центр об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки Япо­нии. В рам­ках «Про­ек­та раз­вития Порт-Ай­лен­да» в го­ро­де соз­дан (1996) Центр мед. пром-сти (в его со­ста­ве Ин-т био­ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний и ин­но­ва­ций, Центр транс­ля­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки и др.). Сре­ди др. на­уч. уч­ре­ж­де­ний: Ин-т К.  фи­ли­ал Ин-та RIKEN (един­ст­вен­ный в Япо­нии ком­плекс­ный ин-т ес­те­ст­во­зна­ния), Нац. ин-т на­ук о Зем­ле и пре­дот­вра­ще­нии сти­хий­ных бед­ст­вий, Ази­ат. центр сни­же­ния рис­ка зем­ле­тря­се­ний. Гос. ву­зы: Ун-т изу­че­ния за­ру­беж­ных стран (1946, совр. назв. и ста­тус с 1949), Ун-т Ко­бе (1949). Сре­ди не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зов – Ун-т Ко­нан, Жен­ский ун-т Ко­нан, ун-ты Га­ку­ин, ме­ж­ду­нар., ди­зай­на, фар­ма­цев­тич., здра­во­охра­не­ния, пре­фек­ту­ры Хио­го. Му­ни­ци­паль­ная б-ка, биб­лио­те­ки ун-тов. Му­зеи: изящ­ных ис­кусств Ха­ку­цу­ру (1931), Ко­се­цу (1972, япон. и кор. жи­во­пись, скульп­ту­ра, ке­ра­ми­ка), го­род­ской (1982), Дай­ма­ру (1983, совр. иск-во), ис­кусств пре­фек­ту­ры Хио­го (1997–2001, арх. Та­дао Ан­до), мор­ской, ис­то­ри­че­ский, му­зы­ки и муз. ин­ст­ру­мен­тов, мо­ды, ку­кол, стек­лян­ных ламп, ви­на и др. В 1985 в К. про­хо­ди­ла Уни­вер­сиа­да, в 2002 – мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу.

К.  важ­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный центр; с го­ро­да­ми Оса­ка и Кио­то об­ра­зу­ет яд­ро пром. зо­ны Кей­хан­син. Пром. пред­при­ятия со­сре­до­то­че­ны в центр. и юго-зап. рай­онах го­ро­да. В К. рас­по­ло­же­ны пред­ста­ви­тель­ст­ва бо­лее 100 ме­ж­ду­нар. кор­по­ра­ций («Procter & Gamble», «Nestlé», «Eli Lilly and Company», «Toys „R“ Us» и др.), штаб-квар­ти­ры и пред­при­ятия круп­ней­ших япон. ком­па­ний, в т. ч. од­на из двух штаб-квар­тир кор­по­ра­ции «Kawasaki Heavy Industries» и на­хо­дя­щие­ся в чис­ле её ве­ду­щих пред­при­ятий: «Kobe Works» (про­из-во па­ро­вых и га­зо­вых тур­бин, ди­зель­ных мо­то­ров, ком­прес­со­ров и др.) и «Hyogo Works» (ло­ко­мо­ти­вы, ва­го­ны и т. п.). Су­до­строит. за­вод ком­па­нии «Kawasaki Shipbuilding Corporation» (ско­ро­ст­ные пас­са­жир­ские су­да и па­ро­мы, под­вод­ные лод­ки, ба­ти­ска­фы и др.). Пред­при­ятия ме­тал­лур­гии (в К.  ста­ле­ли­тей­ный за­вод и од­на из двух штаб-квар­тир кор­по­ра­ции «Kobe Steel»), точ­но­го ма­ши­но­строе­ния («Ka­wasaki Pre­ci­sion Machinery»). Раз­ви­ты так­же химич. и неф­те­хи­мич., тек­стиль­ная, обув­ная (в т. ч. спор­тив­ная обувь – ком­па­ния ASICS) пром-сть. Про­из-во кон­ди­тер­ских из­де­лий (ком­па­нии: «Ko­nigs-Krone», «Glico­pia»; «Morozoff»  ос­но­ва­на в 1931 рус. пред­при­ни­ма­те­лем В. Ф. Мо­ро­зо­вым), са­ке (за­во­ды «Са­ва­но­цу­ру» и «Ха­ку­цу­ру»  од­ни из ста­рей­ших и наи­бо­лее из­вест­ных в Япо­нии); круп­ный за­вод пи­во­ва­рен­ной ком­па­нии «Kirin» (кон­тро­ли­ру­ет 50% внутр. рын­ка пи­ва в Япо­нии).

В пре­де­лах тер­ри­то­рии го­ро­да, на сев. скло­нах гор­но­го мас­си­ва Рок­ко (выс. 932 м; вхо­дит в со­став нац. пар­ка Се­то­най­кай),  го­ря­чие ис­точ­ни­ки Ари­ма (ис­поль­зу­ют­ся в ле­чеб­ных це­лях с 8 в.).

В 15 км к за­па­ду от К.  г. Ака­си, мор. ку­рорт и центр ма­ши­но­строе­ния (про­из-во мо­то­цик­лов, вез­де­хо­дов, пром. ро­бо­тов, га­зо­вых тур­бин и др.; за­вод «Akashi Works» кор­по­ра­ции «Kawasaki Heavy Industries»).

В рай­оне К. по спец. тра­диц. ме­то­ди­ке вы­ра­щи­ва­ют ко­ров ме­ст­ной по­ро­ды тад­зи­ма-уси (их мя­со от­ли­ча­ет­ся осо­бы­ми вку­со­вы­ми ка­че­ст­ва­ми).

Лит.: The Kobe earthquake. Southampton; Boston, 1996. Vol. 1–2; The architectural map of Osaka/Kobe. Tokyo, 1999; Ишидо Н. Япон­ская за­пад­ная ар­хи­тек­ту­ра в Ко­бе. Ко­бе, 2003 (на япон. яз.); Ando T. The pro­cess of crea­ti­on: ema­ki sty­le sket­ch­books. N. Y., 2005. Vol. 2: Rok­ko housing. Pt. 1–3.

Вернуться к началу