КЛУА́ТР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛУА́ТР, кьостро (франц. cloître, итал. chiostro, от лат. claustrum – ограда, ограждённое место), окружённый стенами и крытыми галереями внутр. двор, примыкающий к зданию католич. монастырского храма (собора). Квадратный или прямоугольный в плане, К. располагался обычно у южной (реже сев.) стены базилики, служил нуждам клира и братии и был недоступен для мирян. Суровые внешние стены скрывали от постороннего взгляда изысканную красоту внутр. пространства. К. связывал воедино осн. монастырские постройки: к нему могли примыкать рефекторий (трапезная), дормитории, др. служебные помещения. В открытой части К. устраивались сад с фонтаном, бассейны, иногда кладбище. Как элемент церковной архитектуры К. окончательно сформировался к 9 в. в среде бенедиктинского монашества, для которого он был образом пустыни и одновременно Эдема, служил местом медитации, молитвы, духовного подвига, чтения, учительства, омовения, крестного хода.
В эпоху романского стиля в росписях галерей, рельефах капителей колонн К. нашли выражение изощрённые дидактич. и символич. программы (К. церквей – Сен-Пьер в Муассаке, ок. 1100; Сен-Трофим в Арле, 1183 – 14 в.). Цистерцианцы, стремившиеся в архитектуре к простоте плана и чистоте форм, видоизменили галереи: усилили опорные столпы, перекинули над пролётами стрельчатые своды и отделили их от пространства двора колоннами на низкой стене-цоколе, ограничив поток света и создав замкнутое пространство с мягким полумраком (аббатства Ле-Тороне, 1160–90; Сенанк, 2-я пол. 12 в.; Сильвакан, 1250–1300). Расцвет К. как архит. формы пришёлся на средние века, хотя он оставался неотъемлемым элементом монастырской архитектуры и позднее, от эпохи Возрождения вплоть до 20 в. (мон. Сент-Мари-де-ла-Турет близ Лиона, арх. Ле Корбюзье, 1953–59).