Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́ТИЙ

Авторы: О. В. Тугушева
«Ваза Франсуа». Роспись Клития, гончар Эрготим. Ок. 570 до н. э. Археологический музей (Флоренция).

КЛИ́ТИЙ (Κλιτίας), ат­ти­че­ский ва­зо­пи­сец 2-й четв. 6 в. до н. э. Один из круп­ней­ших мас­те­ров чер­но­фи­гур­но­го сти­ля. Под­пись «Кли­тий рас­пи­сал» со­хра­ни­лась на 5 ва­зах и фраг­мен­тах, все­гда вме­сте с под­пи­сью гон­ча­ра Эр­го­ти­ма. Оба из­вест­ны пре­ж­де все­го по т. н. ва­зе Фран­суа (ок. 570 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Фло­рен­ция) – чер­но­фи­гур­но­му кра­те­ру с руч­ка­ми-во­лю­та­ми (один из пер­вых об­раз­цов по­доб­ной фор­мы в ке­ра­ми­ке), най­ден­но­му во фраг­мен­тах в 1845 в эт­рус­ской гроб­ни­це близ Кью­си ар­хео­ло­гом А. Фран­суа. Ве­ро­ят­но, кра­тер был из­го­тов­лен по за­ка­зу для сва­деб­ной це­ре­мо­нии. Рос­пись, 6 поя­са­ми по­кры­ваю­щая ва­зу от вен­чи­ка до нож­ки, вклю­ча­ет в се­бя 9 мно­го­фи­гур­ных ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ций, свя­зан­ных с Тро­ян­ским цик­лом. В де­ко­ре «ва­зы Фран­суа» К. вы­сту­па­ет как пер­вый мас­тер сло­жив­ше­го­ся чер­но­фи­гур­но­го сти­ля. Ста­рая фри­зо­вая сис­те­ма со­че­та­ет­ся у не­го с но­вым по­нима­ни­ем ком­по­зи­ции (отд. лен­ты фри­зов рит­ми­че­ски урав­но­ве­ше­ны и свя­за­ны ме­ж­ду со­бой), а так­же с фор­мой и чле­не­ния­ми со­су­да. Ри­су­нок К., ино­гда ещё не­мно­го ско­ван­ный и уг­ло­ва­тый, от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем и вы­ра­зи­тель­но­стью дви­же­ний и поз, пе­ре­даю­щих эмо­ции и ха­рак­тер пер­со­на­жей. Де­та­ли фи­гур и ор­на­мен­ты одежд ис­пол­не­ны тон­кой гра­ви­ров­кой, в над­пи­сях ука­за­ны име­на пер­со­на­жей и на­зва­ния пред­ме­тов. В рос­пи­си ис­поль­зо­ва­ны пур­пур и бе­лая крас­ка. Не­ко­то­рые сю­же­ты («При­бы­тие ко­раб­ля Те­сея с остро­ва Крит» и «Та­нец спа­сён­ных Те­се­ем афи­нян») ис­поль­зо­ва­ны К. впер­вые.

На­ря­ду с мо­ну­мен­таль­ны­ми ва­за­ми, К. ук­ра­шал не­боль­шие со­су­ды – ски­фо­сы, кан­фа­ры, ки­ли­ки (со­хра­ни­лись фраг­мен­ты). Раз­ра­бо­тал вме­сте с Эр­го­ти­мом но­вый ва­ри­ант фор­мы ки­ли­ка («мел­ко­фи­гур­ный ки­лик») и рас­пи­сал его са­мый ран­ний об­ра­зец («ча­ша из Гор­дио­на», 560-е гг. до н. э., Гос. му­зеи, Бер­лин). Все­го К. при­пи­сы­ва­ют­ся рос­пи­си 16 ваз и фраг­мен­тов, в т. ч. фраг­мент кра­те­ра с руч­ка­ми-ко­лон­ка­ми с изо­бра­же­ни­ем Пер­сея (ГМИИ).

Лит.: Вип­пер Б. Р. Ис­кус­ст­во Древ­ней Гре­ции. М., 1972; Boardman J. Athenian black fi­gure vases. L., 1974; Stewart A. Stesichoros and the Francois Vase // Ancient Greek art and ico­no­graphy / Ed. W. G. Moon. Madison, 1983; Beazley J. D. The development of Attic black-figure. Berk., 1986; Кол­пин­ский Ю. Д. Ве­ли­кое на­сле­дие ан­тич­ной Эл­ла­ды и его зна­че­ние для со­вре­мен­но­сти. 2-е изд. М., 1988; Athenian potters and painters / Ed. J. H. Oakley, W. D. E. Coulsen, O. Palagia. Oxf., 1997.

Вернуться к началу