Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́РУНА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

КИ́РУНА (Kiruna), го­род на се­ве­ре Шве­ции, лен Нор­бот­тен. Нас. 17,8 тыс. чел., с при­го­ро­да­ми – ок. 23 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен в 145 км к се­ве­ру от Сев. по­ляр­но­го кру­га. Че­рез К. про­хо­дит меж­ду­нар. ав­то­трас­са Ло­фо­тен­ские о-ва (Нор­ве­гия) – Лу­лео (Шве­ция). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ос­но­ван в 1899 как по­сё­лок в свя­зи с на­ча­лом раз­ра­бот­ки же­ле­зо­руд­но­го мес­то­ро­ж­де­ния Ки­ру­на­ва­ра и строи­тель­ст­вом ж. д. Лу­лео (Шве­ция) – порт Нар­вик (Нор­ве­гия), обес­пе­чи­вав­шей транс­пор­ти­ров­ку и экс­порт же­лез­ной ру­ды. С 1900 совр. назв.; в 1948, по­сле при­сое­ди­не­ния об­щи­ны Юк­касъ­яр­ви, по­лу­чил ста­тус го­ро­да.

Тер­ри­то­рия го­ро­да со­сто­ит из зон гор­но­до­бы­чи и жи­лых рай­онов. Гор. за­строй­ка – уни­каль­ный при­мер кли­ма­то­ори­ен­ти­ро­ван­но­го строи­тель­ст­ва нач. 20 в.: ули­цы по­вто­ря­ют кон­ту­ры рель­е­фа, боль­шин­ст­во жи­лых мас­си­вов на­хо­дит­ся в вет­ро­вой те­ни. По­тен­ци­аль­ную опас­ность пред­став­ля­ют пус­то­ты, об­ра­зо­вав­шие­ся под ис­то­рич. цен­тром в ре­зуль­та­те мно­го­лет­них гор­ных ра­бот; при­ня­то ре­ше­ние о пе­ре­ме­ще­нии (окон­ча­тель­но к 2033) объ­ек­тов транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, ком­му­ни­кац. се­тей и ря­да адм. и жи­лых строе­ний в сев.-вост. на­прав­ле­нии, к под­но­жию го­ры Лу­ос­са­ва­ра.

Зда­ние Ра­ту­ши, де­рев. цер­ковь (1912). Н.-и. стан­ция в Аби­ско при Швед. ко­ро­лев­ской АН (1903; с нач. 20 в. н.-и. со­про­во­ж­де­ние гор­но­до­бы­ваю­щей дея­тель­но­сти в ре­гио­не), Швед. ин-т кос­мич. фи­зи­ки (1957). К. – центр куль­ту­ры саа­мов (по­се­ле­ния в при­го­ро­дах К. с со­хра­не­ни­ем тра­диц. за­ня­тий; центр ре­мё­сел саа­мов «Máttaráhkka»).

Важ­ней­шая от­расль гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, в т. ч. ак­тив­но раз­ви­ваю­щий­ся ту­ризм. Еже­год­но с 1990 в Юк­касъ­яр­ви воз­во­дит­ся отель изо льда (пер­вое по­доб­ное со­ору­же­ние в ми­ре), про­хо­дит Зим­ний фес­ти­валь сне­га; про­во­дят­ся экс­кур­сии по кос­мич. цен­тру «Esrange» (близ К. рас­по­ло­жен един­ст­вен­ный в Ев­ро­пе ра­кет­ный по­ли­гон гражд. на­зна­че­ния), в «Ин­фор­ма­ци­он­ную шах­ту» (глу­би­на 540 м; де­мон­ст­ра­ция гор­но­до­бы­ваю­ще­го про­цес­са) и др.

В нач. 21 в. К. ос­та­ёт­ся важ­ным цен­тром до­бы­чи же­лез­ной ру­ды; в го­ро­де на­хо­дит­ся од­на из са­мых боль­ших и тех­ни­че­ски ос­на­щён­ных шахт в ми­ре, экс­плуа­ти­ру­ет­ся гос. гор­но­руд­ной ком­па­ни­ей «Luossavaara-Kirunavaara AB» (LKAB); б. ч. ру­ды экс­пор­ти­ру­ет­ся. Раз­ви­та элек­тро­тех­нич. пром-сть (про­из-во сис­тем за­ка­чи­ва­ния, пе­ре­да­чи и очи­ст­ки во­ды от по­верх­но­ст­ных за­гряз­не­ний – «JTM Invest AB»). Но­вая пер­спек­тив­ная от­расль – тех­нич. ис­пы­та­ния раз­но­об­раз­ных ма­шин и аг­ре­га­тов (на ба­зе имею­щих­ся объ­ек­тов: аэ­ро­пор­та, ра­кет­но­го по­ли­го­на, шахт); про­во­дят­ся ис­пы­та­ния лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей фирм «Renault», «Volvo», «Jaguar» (ис­пы­тат. по­ли­гон, 2007).

Вернуться к началу