Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРА́ЕВ КАРА АБУЛЬФАЗ ОГЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. А. Мирзоева

КАРА́ЕВ Ка­ра Абуль­фаз ог­лы (5.2.1918, Ба­ку – 13.5.1982, Мо­ск­ва), азерб. и рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель, нар. арт. СССР (1959), акад. АН Азерб. ССР (1959), Ге­рой Соц. Тру­да (1978). Учил­ся в Азерб. конс., в 1946 окон­чил Моск. конс. по клас­су Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (учил­ся так­же у А. Н. Алек­сан­д­ро­ва). В 1946–82 пре­по­да­вал в Азерб. конс. (проф. с 1959, в 1950–53 рек­тор). Сре­ди уче­ни­ков: Р. Гад­жи­ев, А. Ме­ли­ков, Х. Мир­за-за­де, В. Ади­ге­за­лов, В. Я. Ша­ин­ский, П. Бюль-Бюль ог­лы, Ф. К. ог­лы Ка­ра­ев (сын ком­по­зи­то­ра). С 1953 пред. прав­ле­ния СК Азерб. ССР, с 1962 сек­ре­тарь СК СССР.

В твор­че­ст­ве К., од­но­го из круп­ней­ших ком­по­зи­то­ров 2-й пол. 20 в., про­яви­лись ме­ло­дич. и рит­мич. бо­гат­ст­во, мас­тер­ст­во сим­фо­нич. раз­ви­тия и ор­ке­ст­ров­ки; эле­мен­ты нац. му­зы­ки азер­бай­джан­цев, др. на­ро­дов вклю­че­ны в кон­текст об­ще­ев­ро­пей­ской тра­ди­ции. На­сле­дие К. жан­ро­во раз­но­об­раз­но, сре­ди самых зна­чит. про­из­ве­де­ний: ба­ле­ты – «Семь кра­са­виц» (по од­но­им. по­эме Ни­за­ми, 1952, Азерб. те­атр опе­ры и ба­ле­та; 2-я ред., 1959, там же), «Тро­пою гро­ма» [по од­но­им. ро­ма­ну П. Аб­ра­хам­са, 1958, Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та; 2-я ред., 1959, Боль­шой те­атр (Мо­ск­ва); Ле­нин­ская пр., 1967]; мю­зикл «Не­ис­то­вый гас­ко­нец» (по Э. Рос­та­ну, 1978, Моск. те­атр опе­рет­ты); сим­фо­нич. по­эма «Лей­ли и Медж­нун» (1947; Гос. пр. СССР, 1948), 3-я сим­фо­ния (1965; все­го 4: 1944–79), Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1967), 24 пре­лю­дии для фп. (1951–63). Сре­ди др. со­чи­не­ний: опе­ра «Вэ­тэн» («Ро­ди­на»; совм. с Дж. Гад­жие­вым, 1945, Ба­ку; Гос. пр. СССР, 1946), Струн­ный квар­тет (1947); му­зы­ка к дра­ма­тич. спек­так­лям («Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра», 1964, Азерб. дра­ма­тич. те­атр; Гос. пр. Азерб. ССР, 1965; «Ко­роль Ген­рих IV», 1969, Ле­нингр. дра­ма­тич. те­атр им. М. Горь­ко­го; «Жен­щи­на за зе­лё­ной две­рью», 1972, Те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва), к филь­мам («Дон Ки­хот», реж. Г. М. Ко­зин­цев; «Гойя, или Тяж­кий путь по­зна­ния», реж. К. Вольф). На­гра­ж­дён ор­де­нами Ле­ни­на (1967, 1978).

Его сын Фа­радж Ка­ра ог­лы Ка­ра­ев (р. 19.12.1943, Ба­ку), ком­по­зи­тор, пе­да­гог. В 1966–2003 пре­по­да­вал в Азерб. конс. (с 1991 Ба­кин­ская муз. ака­де­мия), с 1999 проф. Моск. конс. В 1994–96 ви­це-пре­зи­дент Ас­со­циа­ции совр. му­зы­ки (АСМ-2) в Мо­ск­ве. Сре­ди со­чи­не­ний: ба­ле­ты – «Ка­лей­до­скоп» (1971), «Те­ни Ко­бы­ста­на» (1976, оба по­став­ле­ны в Ба­ку); кон­цер­ты – для фп. и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра (1974), ор­ке­ст­ра и скрип­ки со­ло (2004), Concerto grosso па­мя­ти А. фон Ве­бер­на (для ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра, 1967). Сво­ему от­цу по­свя­тил со­чи­не­ния: «Tristessa II» (для 2 ор­ке­ст­ров, 1980), «Tristessa I» («Про­щаль­ная сим­фо­ния», 1982).

Соч.: Ка­ра­ев К. А. На­уч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ское на­сле­дие. Ба­ку, 1988.

Лит.: Ка­ра­ги­че­ва Л. В. К. Ка­ра­ев. Лич­ность. Су­ж­де­ния об ис­кус­ст­ве. М., 1994; Аба­со­ва Э. А. О но­ва­тор­ских прин­ци­пах в твор­че­ст­ве К. Ка­рае­ва. Ба­ку, 2000.

Вернуться к началу