Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Пискунова

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (пол­ная фам. Каль­де­рон де ла Бар­ка Энао де ла Бар­ре­да-и-Ри­а­ньо, Calderón de la Barca He­nao de la Barreda y Riaño) Пед­ро (17.1.1600, Мад­рид – 25.5.1681, там же), исп. дра­ма­тург, один из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей те­ат­ра ба­рок­ко. Сын дво­ря­ни­на Дие­го Каль­де­ро­на, за­ни­мав­ше­го пост сек­ре­та­ря Со­ве­та по управ­ле­нию гос. иму­ще­ст­вом, и нем. дво­рян­ки Ан­ны Ма­рии де Энао. Учил­ся в ие­зу­ит­ском кол­лед­же в Мад­ри­де, в ун-тах Аль­ка­ла-де-Эна­рес и Са­ла­манк­ском (по­след­ний окон­чил со сте­пе­нью ба­ка­лав­ра пра­ва). Со­сто­ял на во­ен. служ­бе, ко­то­рую со­вме­щал со служ­бой при дво­рах исп. зна­ти. В 1623–25, со­про­во­ж­дая гер­цо­га де Фриа­са, по­бы­вал во Флан­д­рии и Ита­лии. В 1642 по­сле ра­нения ушёл в от­став­ку. В 1651 при­нял свя­щен­ни­че­ский сан, по­лу­чил ме­сто ка­пел­ла­на в То­ле­до (1653), с 1663 слу­жил при дво­ре.

С 1623 вы­сту­пал как со­чи­ни­тель пьес для те­ат­ров. В 1635 ко­роль Фи­липп IV, вы­со­ко це­нив­ший та­лант К. де ла Б., на­зна­чил его ди­рек­то­ром те­ат­ра Ко­ли­зей в мад­рид­ской ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ции Бу­эн-Ре­ти­ро, где мож­но бы­ло ис­поль­зо­вать слож­ную по­ста­но­воч­ную тех­ни­ку и пыш­ные де­ко­ра­ции, а так­же разл. све­то­вые эф­фек­ты и муз. со­про­во­ж­де­ние; не­ко­то­рые позд­ние пье­сы К. де ла Б. при­бли­жа­ют­ся к жан­ру сар­су­элы.

К. при­над­ле­жат св. 110 трёх­акт­ных пьес раз­но­го жан­ро­во­го и те­ма­тич. пла­на («ко­ме­дий» в со­вре­мен­ном ему ши­ро­ком зна­че­нии сло­ва) и ок. 80 од­но­акт­ных (лоа, ин­тер­ме­дий, ау­то и др.). Как ко­ме­дио­граф, он раз­вил тра­ди­ции Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо, до­бив­шись бoльшей ком­по­зи­ци­он­ной строй­нос­ти пьес за счёт со­кра­ще­ния ко­ли­че­ст­ва эпи­зо­дов и дей­ст­вую­щих лиц, ухо­да от им­про­ви­за­ции и спон­тан­но­сти раз­ви­тия дей­ст­вия. Ко­ме­дии ин­три­ги «Да­ма-не­ви­дим­ка» («La da­ma duende») и «Дом с дву­мя вы­хо­да­ми труд­но ох­ра­нять» («Casa con dos puer­tas mala es de guardar», обе 1629) ста­ли пер­вым те­ат­раль­ным ус­пе­хом К. де ла Б., сни­скав­шим ему по­кро­ви­тель­ст­во ко­ро­ля. Сю­жет обе­их пьес по­стро­ен схо­жим об­ра­зом: да­ма, поль­зу­ясь по­тай­ным вхо­дом в дом, ин­три­гу­ет и до­би­ва­ет­ся люб­ви при­гля­нув­ше­го­ся ей мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. К чис­лу наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ко­ме­дий К. де ла Б. от­но­сят­ся пье­сы «Сам у се­бя под стра­жей» («El alcalde de si mis­mo», 1627?), «Мни­мый ас­т­ро­лог» («El as­trólo­go fin­gi­do», 1632), «С лю­бо­вью не шу­тят» («No hay burlas con el amor», 1632?) и др. Сре­ди его «серь­ёз­ных» пьес осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют т. н. дра­мы чес­ти: «Лу­ис Пе­рес-га­ли­си­ец» («Luis Pérez el gallego», 1627), «Врач сво­ей чес­ти» («El médico de su honra», изд. 1637), «Жи­во­пи­сец сво­его бес­чес­тия» («El pin­tor de su deshonra», изд. 1650), а так­же на­род­но-ге­ро­ич. «дра­мы чес­ти» («Са­ла­мей­ский аль­кальд», «El alcalde de Za­la­mea», изд. 1651, и др.); в их ос­но­ве – кон­фликт об­ществ. дол­га и хри­сти­ан­ской сис­те­мы цен­но­стей.

Один из сквоз­ных мо­ти­вов твор­че­ст­ва К. де ла Б. – вос­ста­ние сы­на про­тив ти­ра­на-от­ца – раз­вёр­нут в ран­ней ре­лиг.-фи­лос. дра­ме «По­кло­не­ние кре­сту» («La devocion de la Cruz», изд. 1636). К это­му же жан­ру при­над­ле­жат пье­сы «Чис­ти­ли­ще свя­то­го Пат­ри­ка» («El pur­ga­to­rio de san Patricio», изд. 1636), «Маг-чу­до­дей» («El mágico prodigioso», 1637). К «серь­ёз­ным» дра­мам от­но­сят­ся так­же пье­сы на ис­то­рич. сю­же­ты («Анг­лий­ская ересь», «La cisma de Inglaterra», 1627?; «Стой­кий принц», «El principe cons­tante», 1629; «Дочь воз­ду­ха», «La hija del aire», изд. 1650), на сю­же­ты ре­нес­санс­но-ры­цар­ские («Ман­тибль­ский мост», «La puente de Mantible», 1630), биб­лей­ские («Во­ло­сы Авес­са­ло­ма», «Los cabel­los de Absa­lón», 1651), ми­фо­ло­ги­че­ские («Зверь, мол­ния и ка­мень», «La fiera, el rayo y la piedra», 1652; «Эхо и Нар­цисс», «Eco y Narciso», 1661; «Ста­туя Про­ме­тея», «La estatua de Prome­teo», ок. 1668). Са­мая зна­ме­ни­тая дра­ма К. де ла Б. – «Жизнь есть сон» («La vida es sueno», изд. 1636) со­дер­жит эле­мен­ты фи­лос. дра­мы, «дра­мы чес­ти» и ко­ме­дии ин­три­ги. В ней он по­пы­тал­ся най­ти от­ве­ты на во­про­сы о пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­ка, его судь­бе и сво­бо­де во­ли, о ка­че­ст­вах со­вер­шен­но­го пра­ви­те­ля, а так­же о том, как в ми­ре, где стал­ки­ва­ют­ся раз­ные во­ли и уст­рем­ле­ния, воз­мо­жны по­ря­док и со­гла­сие.

Из од­но­акт­ных пьес К. де ла Б. наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли ау­то, в ко­то­рых об­раз­но пред­став­ле­ны осн. дог­ма­ты ка­то­лич. ве­ро­уче­ния, свя­зан­ные с та­ин­ст­вом Ев­ха­ри­стии: «Пир Валь­та­за­ра» («La cena del rey Baltazar», 1634), «Ве­ли­кое тор­жи­ще ми­ра» («El gran merca­do del mundo», 1635), «Бо­же­ст­вен­ный охот­ник» («El di­vino ca­zador», 1642), «Ве­ли­кий те­атр ми­ра» («El gran teatro del mun­do», ок. 1645) и др.

В по­ста­нов­ках боль­шин­ст­ва пьес К. де ла Б. пред­по­ла­га­лось изо­бра­же­ние на сце­не раз­но­го ро­да чу­дес и пре­вра­ще­ний; оби­лие сим­во­лич. пред­ме­тов, имён, «зна­ко­вых» мест дей­ст­вия (пе­ще­ра, ла­би­ринт, дво­рец, пус­тын­ная ме­ст­ность), про­ро­честв и зна­ме­ний – от­ли­чит. осо­бен­ность его по­эти­ки, близ­кой к куль­те­ра­низ­му.

К. де ла Б. стал ши­ро­ко из­вес­тен в Ев­ро­пе в эпо­ху ро­ман­тиз­ма (нем. кри­тики-ро­ман­ти­ки ста­ви­ли его вро­вень с У. Шек­спи­ром). Пер­вые опы­ты пе­ре­во­да К. де ла Б. на рус. яз. (с франц. яз.) пред­при­ня­ла имп. Ека­те­ри­на II; пер­вым пе­ре­во­дчи­ком с исп. яз. стал П. В. Ки­ре­ев­ский. Пик по­пу­ляр­но­сти К. де ла Б. в Рос­сии при­шёл­ся на нач. 20 в., ко­гда поя­ви­лось пер­вое со­б­ра­ние его драм в пер. К. Д. Баль­мон­та, бы­ли осу­ще­ствле­ны по­ста­нов­ки В. Э. Мей­ер­холь­да («По­кло­не­ние кре­сту», 1910; «Стой­кий принц», 1915), А. Я. Таи­ро­ва («Жизнь есть сон», 1914) и др.

Coч.: Obras completas. Madrid, 1960–1967. Vol. 1–3; Пье­сы: В 2 т. М., 1961; Obras. Mad­rid, 1981. Vol. 1–2; Дра­мы: В 2 кн. М., 1989.

Лит.: Пет­ров Д. К. О тра­ге­ди­ях Каль­де­ро­на. СПб., 1901; Honig E. Calderón and the seizures of honor. Camb. (Mass.), 1972; Marcos Villa­nue­va B. La ascética de los jesuitas en los autos sacramentales de Calderón. Bilbao, 1973; Cal­de­rón y la crítica. Historia y antologí a / Ed. M. Duran, R. G. Echevarria. Madrid, 1976. Vol. 1–2; Valbuena-Briones A. Calderón y la co­media nueva. Madrid, 1977; Moron Arroyo C. Calderón: pensamiento y teatro. Santander, 1982; Ibérica. Каль­де­рон и ми­ро­вая куль­ту­ра. Л., 1986; Estudios sobre Calderón. Sala­man­ca, 1988; Amadei-Pu­lice M. Calderón y el bar­roco. Amst., 1990; Си­лю­нас В. Стиль жиз­ни и сти­ли ис­кус­ст­ва. СПб., 2000; П. Каль­де­рон де ла Бар­ка. Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 2006.

Вернуться к началу