Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТРЕБИ́ТЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 142

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Щукарев
Ла-5. Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе (Москва). Фото А. И. Нагаева

ИСТРЕБИ́ТЕЛЬ, бое­вой са­мо­лёт, пред­на­зна­чен­ный для унич­то­же­ния пи­ло­ти­руе­мых и бес­пи­лот­ных ЛА про­тив­ни­ка в воз­ду­хе; мо­жет при­ме­нять­ся для по­ра­же­ния на­зем­ных (над­вод­ных) це­лей и ве­де­ния возд. раз­вед­ки. Совр. И. – вы­со­ко­ма­нёв­рен­ный ре­ак­тив­ный сверх­зву­ко­вой все­по­год­ный ЛА, ос­на­щён­ный си­ло­вой ус­та­нов­кой с од­ним или дву­мя дви­га­те­ля­ми, ра­кет­ным, бом­бар­ди­ро­воч­ным и арт. во­о­ру­же­ни­ем, ком­плек­сом ра­дио­элек­трон­но­го и др. обо­ру­до­ва­ния. И. спо­со­бен вы­дер­жи­вать боль­шие пе­ре­груз­ки; раз­ви­вать ско­рость по­лё­та у зем­ли до 1500 км/ч, а на боль­ших вы­со­тах до 3000 км/ч; име­ет прак­ти­че­ский по­то­лок до 22 км; ра­ди­ус дей­ст­вия 500–700 км и бо­лее; эки­паж 1 (ре­же – 2) чел. При раз­ра­бот­ке пер­спек­тив­ных И. учи­ты­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния по умень­ше­нию уров­ня разл. де­ма­ски­рую­щих при­зна­ков (напр., про­грам­ма «Стелс», США). При на­ли­чии спец. по­са­доч­ных тор­моз­ных уст­ройств И., имею­щие зна­чит. тя­го­во­ору­жён­ность (от­но­ше­ние тя­ги си­ло­вой ус­та­нов­ки ЛА к его ве­су), мо­гут ба­зи­ро­вать­ся на авиа­не­су­щих ко­раб­лях. Не­об­хо­ди­мость унич­то­же­ния ма­ло­раз­мер­ных под­виж­ных на­зем­ных (мор.) объ­ек­тов, а так­же ско­ро­ст­ных ма­нёв­рен­ных возд. це­лей про­тив­ни­ка на зна­чит. уда­ле­нии от при­кры­вае­мых объ­ек­тов при­ве­ла к соз­да­нию в кон. 1940-х гг. спе­циа­ли­зир. ис­тре­би­те­лей – И.-бом­бар­ди­ров­щи­ков и И.-пе­ре­хват­чи­ков. В ря­де за­ру­беж­ных стран на воо­ру­же­нии авиа­ции со­сто­ят т. н. так­тич. мно­го­це­ле­вые И. разл. мо­ди­фи­ка­ций, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от стоя­щих за­дач мо­гут ис­поль­зо­вать­ся как И.-бом­бар­ди­ров­щи­ки или как И.-пе­ре­хват­чи­ки.

Су-27. Авиашоу МАКС-2007. Пилотажная группа «Русские витязи». Фото А. И. Нагаева

Как спе­циа­ли­зир. тип бое­во­го са­мо­лё­та И. сфор­ми­ро­вал­ся в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны для борь­бы с са­мо­лё­та­ми и ди­ри­жаб­ля­ми. Это бы­ли наи­бо­лее ско­ро­ст­ные и ма­нёв­рен­ные са­мо­лё­ты, во­ору­жён­ные 1–2 пу­ле­мё­та­ми, а не­ко­то­рые – пуш­ка­ми, что обес­пе­чи­ва­ло им зна­чит. ма­нёв­рен­ное, ог­не­вое и так­тич. пре­иму­ще­ст­во над дру­ги­ми ЛА. В Рос­сии в кон. 1915 был по­стро­ен пер­вый двух­ме­ст­ный И. C-XVI (С-16) для со­про­вож­де­ния и ох­ра­ны бом­бар­ди­ров­щи­ков «Илья Му­ро­мец». За ру­бе­жом наи­боль­шую из­вест­ность в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны по­лу­чи­ли ис­тре­би­те­ли Де Хэ­ви­ленд D.H.2, Бри­столь F.2 и Со­пвич «Кэ­мел» (Ве­ли­ко­бри­та­ния); Аль­бат­рос D.III и Аль­бат­рос D.V, Фок­кер ЕIII, Фок­кер DVII, Фок­кер DVIII (Гер­ма­ния); СПАД VII и СПАД ХIII, Нью­пор 11 и Нью­пор 17 (Фран­ция). Пер­вы­ми се­рий­ны­ми И. ВВС РККА ста­ли де­рев. би­пла­ны И-2 кон­ст­рук­то­ра Д. П. Гри­го­ро­ви­ча и И-3 кон­ст­рук­то­ра Н. Н. По­ли­кар­по­ва. Наи­боль­шую из­вест­ность в пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны по­лу­чи­ли об­раз­цы И.: со­вет­ские – Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7, МиГ-3; гер­ман­ские – Me-109, Ме-110, FW-190; бри­тан­ские – «Кит­тиха­ук», «Хар­ри­кейн» и «Спит­файр»; аме­ри­кан­ские – Р-38 «Лайт­нинг», Р-39 «Аэ­ро­коб­ра», Р-47 «Тан­дер­болт» и Р-51 «Мус­танг»; япон­ские – А-6М «Зе­ро», Кi-100. В Гер­ма­нии в кон­це 2-й ми­ро­вой вой­ны ма­лы­ми се­рия­ми бы­ли вы­пу­ще­ны ре­ак­тив­ные И. Ме-163, Ме-262 и Не-162, а в США – ок. 50 Р-59 «Эр­ко­мет». В СССР И. БИ-1 с ЖРД, соз­дан­ный под рук. В. Ф. Бол­хо­ви­ти­но­ва кон­ст­рук­то­ра­ми А. Я. Бе­рез­ня­ком и А. М. Исае­вым, со­вер­шил пер­вые ис­пы­тат. по­лё­ты вес­ной 1942, од­на­ко в се­рии не стро­ил­ся. В кон. 20 – нач. 21 вв. на воо­ру­же­нии ис­тре­бит. авиа­ции на­хо­ди­лись са­мо­лё­ты F-15, F-16, F-18 (США), «Ми­раж-2000» (Фран­ция), «Тор­на­до» F.3 (Ве­ли­ко­бри­та­ния), СААБ-Ска­ния «Виг­ген» (Шве­ция), «Кфир» (Из­ра­иль), МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, Су-30 (РФ) и др. В нач. 21 в. Ве­ли­ко­бри­та­ния, ФРГ, Ита­лия и Ис­па­ния ве­дут со­вме­ст­ную раз­ра­бот­ку пер­спек­тив­но­го И. EF-2000 «Тай­фун», Фран­ция – «Ра­фаль», США – F-22 «Рэп­тор». В Рос­сии раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся пер­спек­тив­ные И. – мно­го­функ­цио­наль­ный И. (МФИ) и Су-47 «Бер­кут».

Лит.: Воз­душ­ная мощь Ро­ди­ны. М., 1988; Са­мо­ле­ты Вто­рой ми­ро­вой. М., 2000; Во­ен­ная авиа­ция: Са­мо­ле­ты. Вер­то­ле­ты. Минск, 2003; Бое­вые са­мо­ле­ты Рос­сии ХХI в. М., 2004; Ис­то­рия рус­ской авиа­ции в фо­то­гра­фи­ях. 1945–2005. М., 2005; Са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты СССР. 1966–1991 гг. М., 2007.

Вернуться к началу