ИСТРЕБИ́ТЕЛЬ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТРЕБИ́ТЕЛЬ, боевой самолёт, предназначенный для уничтожения пилотируемых и беспилотных ЛА противника в воздухе; может применяться для поражения наземных (надводных) целей и ведения возд. разведки. Совр. И. – высокоманёвренный реактивный сверхзвуковой всепогодный ЛА, оснащённый силовой установкой с одним или двумя двигателями, ракетным, бомбардировочным и арт. вооружением, комплексом радиоэлектронного и др. оборудования. И. способен выдерживать большие перегрузки; развивать скорость полёта у земли до 1500 км/ч, а на больших высотах до 3000 км/ч; имеет практический потолок до 22 км; радиус действия 500–700 км и более; экипаж 1 (реже – 2) чел. При разработке перспективных И. учитываются требования по уменьшению уровня разл. демаскирующих признаков (напр., программа «Стелс», США). При наличии спец. посадочных тормозных устройств И., имеющие значит. тяговооружённость (отношение тяги силовой установки ЛА к его весу), могут базироваться на авианесущих кораблях. Необходимость уничтожения малоразмерных подвижных наземных (мор.) объектов, а также скоростных манёвренных возд. целей противника на значит. удалении от прикрываемых объектов привела к созданию в кон. 1940-х гг. специализир. истребителей – И.-бомбардировщиков и И.-перехватчиков. В ряде зарубежных стран на вооружении авиации состоят т. н. тактич. многоцелевые И. разл. модификаций, которые в зависимости от стоящих задач могут использоваться как И.-бомбардировщики или как И.-перехватчики.
Как специализир. тип боевого самолёта И. сформировался в годы 1-й мировой войны для борьбы с самолётами и дирижаблями. Это были наиболее скоростные и манёвренные самолёты, вооружённые 1–2 пулемётами, а некоторые – пушками, что обеспечивало им значит. манёвренное, огневое и тактич. преимущество над другими ЛА. В России в кон. 1915 был построен первый двухместный И. C-XVI (С-16) для сопровождения и охраны бомбардировщиков «Илья Муромец». За рубежом наибольшую известность в годы 1-й мировой войны получили истребители Де Хэвиленд D.H.2, Бристоль F.2 и Сопвич «Кэмел» (Великобритания); Альбатрос D.III и Альбатрос D.V, Фоккер ЕIII, Фоккер DVII, Фоккер DVIII (Германия); СПАД VII и СПАД ХIII, Ньюпор 11 и Ньюпор 17 (Франция). Первыми серийными И. ВВС РККА стали дерев. бипланы И-2 конструктора Д. П. Григоровича и И-3 конструктора Н. Н. Поликарпова. Наибольшую известность в период 2-й мировой войны получили образцы И.: советские – Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7, МиГ-3; германские – Me-109, Ме-110, FW-190; британские – «Киттихаук», «Харрикейн» и «Спитфайр»; американские – Р-38 «Лайтнинг», Р-39 «Аэрокобра», Р-47 «Тандерболт» и Р-51 «Мустанг»; японские – А-6М «Зеро», Кi-100. В Германии в конце 2-й мировой войны малыми сериями были выпущены реактивные И. Ме-163, Ме-262 и Не-162, а в США – ок. 50 Р-59 «Эркомет». В СССР И. БИ-1 с ЖРД, созданный под рук. В. Ф. Болховитинова конструкторами А. Я. Березняком и А. М. Исаевым, совершил первые испытат. полёты весной 1942, однако в серии не строился. В кон. 20 – нач. 21 вв. на вооружении истребит. авиации находились самолёты F-15, F-16, F-18 (США), «Мираж-2000» (Франция), «Торнадо» F.3 (Великобритания), СААБ-Скания «Вигген» (Швеция), «Кфир» (Израиль), МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, Су-30 (РФ) и др. В нач. 21 в. Великобритания, ФРГ, Италия и Испания ведут совместную разработку перспективного И. EF-2000 «Тайфун», Франция – «Рафаль», США – F-22 «Рэптор». В России разрабатываются перспективные И. – многофункциональный И. (МФИ) и Су-47 «Беркут».