Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Щукарев
Бомбардировщик «Илья Муромец» И. И. Сикорского.

«ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ», пер­вый в ми­ре се­рий­ный че­ты­рёх­дви­га­тель­ный бом­бар­ди­ров­щик-би­план. Соз­дан рос. авиа­кон­ст­рук­то­ром И. И. Си­кор­ским (на ба­зе са­мо­лё­та «Рус­ский ви­тязь») и по­стро­ен под его ру­ко­во­дством на Рус­ско-Бал­тий­ском ва­гон­ном за­во­де (г. Ри­га). 10(23).12.1913 со­вер­шил пер­вый по­лёт. В авг. 1914 «И. М.» был при­нят на воо­ру­же­ние рос. ар­мии. В 1914–18 по­строе­но св. 70 са­мо­лё­тов разл. мо­ди­фи­ка­ций (се­рии Б, В, Г, Д, Е). «И. М.» имел пи­ло­таж­ные и на­ви­гац. при­бо­ры, бом­бар­ди­ро­воч­ный при­цел, воз­мож­ность на­руж­ной и внут­ри-

фю­зе­ляж­ной под­вес­ки авиа­бомб (400 кг, при пе­ре­груз­ке – до 700 кг), про­ек­ти­ро­ван­ные то­п­лив­ные ба­ки; на нём впер­вые был при­ме­нён элек­тро­сбра­сы­ва­тель. На «И. М.» ус­та­нов­лен ряд ми­ро­вых ре­кор­дов, в т. ч. по даль­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти по­лё­та (в ию­не 1914 от Кие­ва до С.-Пе­тер­бур­га и об­рат­но са­мо­лёт про­ле­тел св. 2480 км за 25 ч 55 мин лёт­но­го вре­ме­ни). Наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми бы­ли са­мо­лё­ты се­рии Е, имев­шие сле­дую­щие лёт­но-тех­нич. дан­ные: си­ло­вые ус­та­нов­ки – 4 дви­га­те­ля «Ре­но» по 162 кВт (220 л. с.); раз­мах верх­не­го кры­ла 34,5 м, ниж­не­го – 26,6 м; сум­мар­ная пло­щадь крыль­ев 220 м2; дли­на са­мо­лё­та 18,8 м; мас­са пус­то­го са­мо­лё­та 5 т; взлёт­ная мас­са 7,46 т; макс. ско­рость 137 км/ч; по­са­доч­ная ско­рость 80 км/ч; по­то­лок 4000 м; даль­ность по­лё­та 560 км; про­дол­жи­тель­ность по­лё­та 4,4 ч; раз­бег 450 м; про­бег 300 м; эки­паж 4–8 чел. Воо­ру­же­ние до 8 пу­ле­мё­тов. Про­во­ди­лись опы­ты по ус­та­нов­ке на са­мо­лёт 37-мм пуш­ки Гоч­ки­са и 76-мм без­от­кат­но­го ору­дия. В дек. 1914 са­мо­лё­ты «И. М.» бы­ли све­де­ны в Эс­кад­ру возд. ко­раб­лей – пер­вое в ми­ре авиац. со­едине­ние тя­жё­лых бом­бар­ди­ров­щи­ков под ко­манд. ген.-м. М. В. Шид­лов­ско­го. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну и Гражд. вой­ну 1917–22 са­мо­лё­ты «И. М.» при­ме­ня­лись для ве­де­ния даль­ней возд. раз­вед­ки и как тя­жё­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки и штур­мо­ви­ки, к но­яб. 1917 со­вер­ши­ли св. 400 по­лё­тов на бом­бо­ме­та­ние по объ­ек­там на тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка, при этом в бо­ях с ис­тре­би­те­ля­ми про­тив­ни­ка был по­те­рян все­го один са­мо­лёт. В 1918 Эс­кад­ра возд. ко­раб­лей ос­та­лась на Ук­раи­не, за­ня­той герм. вой­ска­ми, её иму­ще­ст­во бы­ло час­тич­но рас­хи­ще­но, ос­тав­шие­ся са­мо­лё­ты во­шли в со­став ар­мии Ук­ра­ин­ской дер­жа­вы, но уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях не при­ни­ма­ли. Вес­ной то­го же го­да в Пет­ро­гра­де по­строи­ли неск. са­мо­лё­тов «И. М.», ко­то­рые бы­ли све­де­ны в Сев. груп­пу возд. ко­раб­лей Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Воз­душ­но­го Фло­та и дей­ст­во­ва­ли в со­ста­ве отд. ди­ви­зио­на возд. ко­раб­лей «И. М.» под ко­манд. А. В. Пан­крать­е­ва. За­тем пе­ре­обо­ру­до­ван­ные са­мо­лё­ты «И. М.» ис­поль­зо­ва­лись для поч­то­во-пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок на авиа­ли­нии Мо­ск­ва – Орёл – Харь­ков (до 1924), а один са­мо­лёт был пе­ре­дан в Выс­шую во­ен. авиац. шко­лу возд. стрель­бы и бом­бо­ме­та­ния для учеб­ных по­лё­тов. Пол­но­раз­мер­ная ко­пия са­мо­лё­та «И. М.» пред­став­ле­на в экс­по­зи­ции Центр. му­зея ВВС РФ (пос. Мо­ни­но, Моск. обл.). В даль­ней авиа­ции ВВС РФ имя «Илья Му­ро­мец» при­свое­но од­но­му из стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цев Ту-160.

Лит.: Цы­кин А. Д. От «Ильи Му­ром­ца» до ра­ке­то­нос­ца. М., 1975; Шав­ров В. Б. Ис­то­рия кон­ст­рук­ции са­мо­ле­тов в CCCP до 1938 г. 3-е изд. М., 1985; Ис­то­рия рус­ской авиа­ции в фо­то­гра­фи­ях. 1885–1945. М., 2003; Даль­няя авиа­ция. Пер­вые 90 лет. М., 2005.

Вернуться к началу