«ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ», первый в мире серийный четырёхдвигательный бомбардировщик-биплан. Создан рос. авиаконструктором И. И. Сикорским (на базе самолёта «Русский витязь») и построен под его руководством на Русско-Балтийском вагонном заводе (г. Рига). 10(23).12.1913 совершил первый полёт. В авг. 1914 «И. М.» был принят на вооружение рос. армии. В 1914–18 построено св. 70 самолётов разл. модификаций (серии Б, В, Г, Д, Е). «И. М.» имел пилотажные и навигац. приборы, бомбардировочный прицел, возможность наружной и внутри-
фюзеляжной подвески авиабомб (400 кг, при перегрузке – до 700 кг), проектированные топливные баки; на нём впервые был применён электросбрасыватель. На «И. М.» установлен ряд мировых рекордов, в т. ч. по дальности и продолжительности полёта (в июне 1914 от Киева до С.-Петербурга и обратно самолёт пролетел св. 2480 км за 25 ч 55 мин лётного времени). Наиболее совершенными были самолёты серии Е, имевшие следующие лётно-технич. данные: силовые установки – 4 двигателя «Рено» по 162 кВт (220 л. с.); размах верхнего крыла 34,5 м, нижнего – 26,6 м; суммарная площадь крыльев 220 м2; длина самолёта 18,8 м; масса пустого самолёта 5 т; взлётная масса 7,46 т; макс. скорость 137 км/ч; посадочная скорость 80 км/ч; потолок 4000 м; дальность полёта 560 км; продолжительность полёта 4,4 ч; разбег 450 м; пробег 300 м; экипаж 4–8 чел. Вооружение до 8 пулемётов. Проводились опыты по установке на самолёт 37-мм пушки Гочкиса и 76-мм безоткатного орудия. В дек. 1914 самолёты «И. М.» были сведены в Эскадру возд. кораблей – первое в мире авиац. соединение тяжёлых бомбардировщиков под команд. ген.-м. М. В. Шидловского. В 1-ю мировую войну и Гражд. войну 1917–22 самолёты «И. М.» применялись для ведения дальней возд. разведки и как тяжёлые бомбардировщики и штурмовики, к нояб. 1917 совершили св. 400 полётов на бомбометание по объектам на территории противника, при этом в боях с истребителями противника был потерян всего один самолёт. В 1918 Эскадра возд. кораблей осталась на Украине, занятой герм. войсками, её имущество было частично расхищено, оставшиеся самолёты вошли в состав армии Украинской державы, но участия в боевых действиях не принимали. Весной того же года в Петрограде построили неск. самолётов «И. М.», которые были сведены в Сев. группу возд. кораблей Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота и действовали в составе отд. дивизиона возд. кораблей «И. М.» под команд. А. В. Панкратьева. Затем переоборудованные самолёты «И. М.» использовались для почтово-пассажирских перевозок на авиалинии Москва – Орёл – Харьков (до 1924), а один самолёт был передан в Высшую воен. авиац. школу возд. стрельбы и бомбометания для учебных полётов. Полноразмерная копия самолёта «И. М.» представлена в экспозиции Центр. музея ВВС РФ (пос. Монино, Моск. обл.). В дальней авиации ВВС РФ имя «Илья Муромец» присвоено одному из стратегич. ракетоносцев Ту-160.