Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИКО́РСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИКО́РСКИЙ Игорь Ива­но­вич [25.5(6.6).1889, Ки­ев – 26.10.1972, Ис­тон, штат Кон­нек­ти­кут, США], рос. и амер. авиа­кон­ст­рук­тор и про­мыш­лен­ник, учё­ный, изо­бре­та­тель, фи­ло­соф, один из пио­не­ров авиа­ции в Рос­сии. Сын И. А. Си­кор­ско­го. Учил­ся в С.-Пе­терб. мор­ском ка­дет­ском кор­пу­се (1903–06), тех­нич. шко­ле Дю­ви­ньо де Лан­но во Фран­ции (1906–1907), Ки­ев­ском по­ли­тех­нич. ин-те (1907–08), шко­ле при аэ­ро­дро­ме Жо­ви­си под Па­ри­жем (1909). В 1908–11 по­стро­ил 2 вер­то­лё­та (не­ле­тав­ших), в 1910 – свой пер­вый са­мо­лёт С-1, си­ло­вая ус­та­нов­ка ко­то­ро­го не об­ла­да­ла не­об­хо­ди­мой для взлё­та мощ­но­стью, в 1910–11 – са­мо­лё­ты С-2, С-3, С-4, С-5, на ко­то­рых со­вер­шил 16 по­лё­тов. В 1911 по­лу­чил ди­плом лёт­чи­ка и то­гда же ус­та­но­вил 4 все­рос. возд. ре­кор­да (дос­тиг выс. 500 м, даль­но­сти по­лё­та 85 км, про­дол­жи­тель­но­сти по­лё­та 52 мин, ско­ро­сти 125 км/ч). В 1912 С. на би­пла­не С-6 со­вер­шил по­лёт с 5 пас­са­жи­ра­ми, 27.3.1914 на С-6 ус­та­но­вил ми­ро­вые ре­кор­ды ско­ро­сти (с дву­мя пас­са­жи­ра­ми на бор­ту – 111 км/ч, с пя­тью – 106 км/ч). В 1912–13 по­стро­ил са­мо­лё­ты «Гранд», вско­ре на­зван­ный «Рус­ский ви­тязь» (пер­вый в ми­ре че­ты­рёх­мо­тор­ный са­мо­лёт-би­план для стра­те­гич. раз­вед­ки), и «Илья Му­ро­мец» (4-мо­тор­ный би­план ги­гант­ско­го раз­ме­ра – под­ни­мал в воз­дух 17 пас­са­жи­ров, обес­пе­чи­вал вы­со­кий по тем вре­ме­нам уро­вень ком­фор­та, вклю­чая свет, те­п­ло, туа­лет и да­же смот­ро­вую пло­щад­ку; ис­поль­зо­вал­ся так­же для даль­ней раз­вед­ки и бом­бар­ди­ров­ки), по­ло­жив­шие на­ча­ло со­зда­нию са­мо­лё­тов с не­сколь­ки­ми дви­га­те­ля­ми. С апр. 1912 С. – гл. кон­ст­рук­тор авиац. от­де­ла АО Рус­ско-Бал­тий­ско­го за­во­да. В 1912–14 КБ за­во­да соз­да­ло ок. 20 опыт­ных са­мо­лё­тов. В сент. 1912 на авиа­со­рев­но­ва­ни­ях в С.-Пе­тер­бур­ге С. при­суж­дён пер­вый приз за са­мо­лёт С-6Б. В 1915 С. соз­дал пер­вый в ми­ре се­рий­но вы­пус­кав­ший­ся ис­тре­би­тель со­про­во­ж­де­ния – С-16 для со­вме­ст­ных дей­ст­вий с бом­бар­ди­ров­щи­ка­ми «Илья Му­ро­мец» и ох­ра­ны аэ­ро­дро­мов от са­мо­лё­тов про­тив­ни­ка.

В 1918 С. уе­хал за гра­ни­цу, ра­бо­тал кон­ст­рук­то­ром во Фран­ции, за­тем с 1919 – в США. В 1923 ор­га­ни­зо­вал авиац. ком­па­нию «Sikorsky Aero Engi­neering Corporation», где за­нял долж­ность пре­зи­ден­та. До 1939 соз­дал ок. 15 ти­пов са­мо­лё­тов.

В сер. 1930-х гг. С. за­нял­ся вер­то­лё­то­строе­ни­ем. В 1939 ком­па­ния С. сли­лась с фир­мой «Vought», в ре­зуль­та­те че­го бы­ла об­ра­зо­ва­на но­вая авиа­ком­па­ния – «Vought-Sikorsky Aircraft». С 1939 за­ни­мал­ся соз­да­ни­ем вер­то­лё­тов од­но­вин­то­вой схе­мы, по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, в т. ч. S-51, S-55, S-58, S-61, S-64, S-65. В 1943 С. соз­дал собств. ком­па­нию «Sikorsky Aircraft», на про­тя­же­нии дол­гих лет ли­ди­ро­вав­шую в амер. вер­то­лё­то­строе­нии. С. пер­вым на­чал стро­ить вер­то­лё­ты с га­зо­тур­бин­ны­ми дви­га­те­ля­ми, вер­то­лё­ты-ам­фи­бии с уби­раю­щим­ся шас­си и «ле­таю­щие кра­ны» (вер­то­лёт-кран S-60, для пе­ре­воз­ки гру­зов на внеш­ней под­вес­ке, впер­вые под­нял­ся в воз­дух 25.3.1959). На вер­то­лё­тах С. впер­вые со­вер­ше­ны пе­ре­лё­ты че­рез Ат­лан­ти­чес­кий (S-61; 1967) и Ти­хий (S-65; 1970) океа­ны (с до­за­прав­кой в воз­ду­хе). Ма­ши­ны С. при­ме­ня­лись как для во­ен­ных, так и для гражд. це­лей. В 1957 С. вы­шел в от­став­ку, ос­тав­шись по­чёт­ным кон­суль­тан­том сво­ей фир­мы.

В эмиг­ра­ции воз­глав­лял Тол­стов­ское и Пуш­кин­ское об­ще­ст­ва, за­ни­мал­ся фи­ло­со­фи­ей и бо­го­сло­ви­ем, а так­же при­ни­мал уча­стие в дея­тель­но­сти мо­нар­хич. дви­же­ния.

Пр. им. Э. Спер­ри (1964), пр. на­циональ­ной обо­ро­ны США (1971). Ме­мо­ри­аль­ный приз бр. Райт (1967), ме­даль им. Д. Гут­ген­хей­ма (1951), ме­даль ASME (American Society of Mechanical Engineers, 1963) – выс­шая на­уч­ная на­гра­да Амер. об-ва ин­же­не­ров-ме­ха­ни­ков, поч. ме­даль Дж. Фри­ца за на­уч­но-тех­нич. дос­ти­же­ния в об­лас­ти фун­дам. и при­клад­ных на­ук (1967) и др.

В честь С. на­зван ас­те­ро­ид (10090), от­кры­тый 13.10.1990 в Крым­ской ас­т­ро­фи­зич. об­сер­ва­то­рии. В па­мять о С. уч­ре­ж­дён ме­ж­ду­нар. приз его име­ни (1980), ко­то­рый вру­ча­ет­ся за соз­да­ние луч­ших вер­то­лё­тов ми­ра.

Вернуться к началу