СИКО́РСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИКО́РСКИЙ Игорь Иванович [25.5(6.6).1889, Киев – 26.10.1972, Истон, штат Коннектикут, США], рос. и амер. авиаконструктор и промышленник, учёный, изобретатель, философ, один из пионеров авиации в России. Сын И. А. Сикорского. Учился в С.-Петерб. морском кадетском корпусе (1903–06), технич. школе Дювиньо де Ланно во Франции (1906–1907), Киевском политехнич. ин-те (1907–08), школе при аэродроме Жовиси под Парижем (1909). В 1908–11 построил 2 вертолёта (нелетавших), в 1910 – свой первый самолёт С-1, силовая установка которого не обладала необходимой для взлёта мощностью, в 1910–11 – самолёты С-2, С-3, С-4, С-5, на которых совершил 16 полётов. В 1911 получил диплом лётчика и тогда же установил 4 всерос. возд. рекорда (достиг выс. 500 м, дальности полёта 85 км, продолжительности полёта 52 мин, скорости 125 км/ч). В 1912 С. на биплане С-6 совершил полёт с 5 пассажирами, 27.3.1914 на С-6 установил мировые рекорды скорости (с двумя пассажирами на борту – 111 км/ч, с пятью – 106 км/ч). В 1912–13 построил самолёты «Гранд», вскоре названный «Русский витязь» (первый в мире четырёхмоторный самолёт-биплан для стратегич. разведки), и «Илья Муромец» (4-моторный биплан гигантского размера – поднимал в воздух 17 пассажиров, обеспечивал высокий по тем временам уровень комфорта, включая свет, тепло, туалет и даже смотровую площадку; использовался также для дальней разведки и бомбардировки), положившие начало созданию самолётов с несколькими двигателями. С апр. 1912 С. – гл. конструктор авиац. отдела АО Русско-Балтийского завода. В 1912–14 КБ завода создало ок. 20 опытных самолётов. В сент. 1912 на авиасоревнованиях в С.-Петербурге С. присуждён первый приз за самолёт С-6Б. В 1915 С. создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения – С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолётов противника.
В 1918 С. уехал за границу, работал конструктором во Франции, затем с 1919 – в США. В 1923 организовал авиац. компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. До 1939 создал ок. 15 типов самолётов.
В сер. 1930-х гг. С. занялся вертолётостроением. В 1939 компания С. слилась с фирмой «Vought», в результате чего была образована новая авиакомпания – «Vought-Sikorsky Aircraft». С 1939 занимался созданием вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение, в т. ч. S-51, S-55, S-58, S-61, S-64, S-65. В 1943 С. создал собств. компанию «Sikorsky Aircraft», на протяжении долгих лет лидировавшую в амер. вертолётостроении. С. первым начал строить вертолёты с газотурбинными двигателями, вертолёты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие краны» (вертолёт-кран S-60, для перевозки грузов на внешней подвеске, впервые поднялся в воздух 25.3.1959). На вертолётах С. впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины С. применялись как для военных, так и для гражд. целей. В 1957 С. вышел в отставку, оставшись почётным консультантом своей фирмы.
В эмиграции возглавлял Толстовское и Пушкинское общества, занимался философией и богословием, а также принимал участие в деятельности монархич. движения.
Пр. им. Э. Сперри (1964), пр. национальной обороны США (1971). Мемориальный приз бр. Райт (1967), медаль им. Д. Гутгенхейма (1951), медаль ASME (American Society of Mechanical Engineers, 1963) – высшая научная награда Амер. об-ва инженеров-механиков, поч. медаль Дж. Фрица за научно-технич. достижения в области фундам. и прикладных наук (1967) и др.
В честь С. назван астероид (10090), открытый 13.10.1990 в Крымской астрофизич. обсерватории. В память о С. учреждён междунар. приз его имени (1980), который вручается за создание лучших вертолётов мира.