ИНШУШИНА́К
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНШУШИНА́К, один из главных богов эламской религии и мифологии. Имя И. в переводе с шумерского яз. означает «владыка Суз» (столицы Элама) и восходит к древнейшему периоду, когда Элам находился в орбите влияния Шумера. И. упоминается в эламских, шумерских и ассирийских текстах начиная со 2-й пол. 3-го тыс. до 7 в. до н. э. Древнейшее упоминание о нём сохранилось в договоре, написанном на эламском яз. ок. 2230 до н. э., аккадского царя Нарам-Суэна с подвластным ему правителем Суз. Текст начинается с перечня имён 37 божеств эламского пантеона, в котором И. занимает седьмое место (после верховного бога Хумбана, бога Солнца Наххунте и др.). Осн. центрами почитания И. были храм на акрополе Суз (ок. 2240 до н. э.) и храм в 40 км от этого города (ныне Чога-Занбиль, Иран). При раскопках Суз найдены декоративные панели с его изображением в виде чудовищной фигуры полумужчины-полуженщины под пальмовым деревом. В Сузах также найден рельеф кон. 3-го тыс. с изображением И., стоящего перед львом, с бронзовым колышком. Когда Сузы из провинциального города превратились в столицу государства, И. постепенно стал одним из важнейших богов страны и личным божеством его правителей. Наряду с Хумбаном и Наххунте он вошёл в триаду эламского пантеона и, как и Наххунте, считался защитником правосудия. Тексты из Суз, составленные в период между 1800–1500, содержат клятвы его именем и предостережение о том, что нарушитель того или иного контракта подвергнется наказанию магической силой, которая называлась «китен Иншушинака», и что ему отрежут язык и кисть руки, а также заставят уплатить большой штраф. И. почитался также как владыка царства мёртвых, бог клятвы и супруг богини клятвы Ишмикараб. В ассир. текстах он назван «божественным владыкой Суз» и отождествлён с месопотамскими богами Нинуртой и Ададом. В надписи об ограблении Суз в 640 до н. э. ассир. царь Ашшурбанапал заявляет, что он увёз статую И. в свою страну.