ИНФОРМАЦИО́ННАЯ ЭКОНО́МИКА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНФОРМАЦИО́ННАЯ ЭКОНО́МИКА, стадия развития экономики и общества, характеризующаяся повышенной ролью информации как фактора производства и результата производств. деятельности. В отличие от аграрной стадии развития мировой экономики, где осн. факторами произ-ва были физич. способности человека, ручные орудия труда и природный фактор, а также от индустриальной стадии, где к этим факторам в качестве приоритетных добавились машины и энергия, в И. э. осн. роль в произ-ве и управлении на всех уровнях играют информация и информационные технологии. При соответствующем развитии производит. сил информация, в особенности её высшая форма – знания, т. е. обобщённая, концентрированная, осознанная и общественно апробированная информация, из побочного превращается в осн. результат произ-ва, даже если речь идёт о произ-ве материальных ценностей.
В отличие от материального (в аграрной экономике) и энергетич. (в индустриальной экономике) обмена между агентами, информац. обмен не заканчивается полным отчуждением информац. блага от его первоначального владельца, хотя ценность этого блага для прежнего владельца может и снизиться. Т. к. произ-во каждой новой единицы («гранулы») информации создаёт новую информацию, а не тиражирует имеющуюся, то «уникальность» данного вида товара не снижается с ростом его произ-ва. Наличие информац. ресурса у предприятий выступает как гл. фактор формирования их конкурентных преимуществ и конкурентоспособности.
Информация становится осн. ресурсом не только производственной, но и транзакционной деятельности, т. к. поиск контрагентов, заключение сделок и контроль за соблюдением условий их выполнения требуют всё возрастающего количества информации. Это относится к сделкам как в сфере материальных благ, так и в сфере информац. обменов. Информация и в особенности знания становятся объектом инвестиций не только с целью последующего непосредств. использования, но и с целью тезаврации (накопления ценностей). В информац. обществе информация играет роль незаменимого фактора консолидации общества, сохранения, преемственности и совершенствования обществ. институтов.
Вместе с изменением отношения к информации на информац. стадии развития экономики изменяется отношение к работнику и к производств. коллективу как потенциальным или реальным носителям уникальной информации, которую невозможно передать др. работнику или коллективу и которая является необходимой для успешной деятельности предприятия в конкурентной среде. Это побуждает предприятия изменить систему найма, расстановки и увольнения работников, осуществлять инвестирование в человеческий капитал.
И. э. охватывает ныне всё б. ч. мира: к нач. 2006 доступ к сети Интернет имели 1,3 млрд. чел.; Россия по числу пользователей Интернета занимает 11-е место в мире. Территориальная, социальная и отраслевая фрагментированность экономики России сдерживает и одновременно делает настоятельно необходимым переход к информац. стадии развития экономики.