Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИННОКЕ́НТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Богданова

ИННОКЕ́НТИЙ (Бо­ри­сов Иван Алек­сее­вич) [15(27).12.1800, г. Елец Ор­лов­ской губ. – 26.5(7.6).1857, Одес­са], рус. цер­ков­ный ис­то­рик, пра­во­слав­ный про­по­вед­ник, пи­са­тель и эк­зе­гет, ар­хи­еп. Хер­сон­ский и Тав­ри­че­ский, акад. Пе­терб. АН (1841). Свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил Во­ро­неж­ское ду­хов­ное уч-ще (1812), Ор­лов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1819), Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию (КДА; 1823). С авг. 1823 ин­спек­тор С.-Пе­терб. ду­хов­ной се­ми­на­рии, проф. цер­ков­ной ис­то­рии и греч. яз., с но­яб­ря рек­тор с.-пе­терб. Алек­сан­д­ро-Нев­ско­го уч-ща с со­хра­не­ни­ем преж­них долж­но­стей. В дек. 1823 при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Ба­ка­лавр бо­го­слов­ских на­ук С.-Пе­терб. ду­хов­ной ака­де­мии (с 1824), ин­спек­тор (с 1825), экс­т­ра­ор­ди­нар­ный проф. (с 1826). Воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та (1826), д-р бо­го­сло­вия (1829); рек­тор (1830–39) и проф. бо­го­слов­ских на­ук (1830–37) КДА. В но­яб. 1836 в С.-Пе­тер­бур­ге митр. Мос­ков­ским Фи­ла­ре­том (Дроз­до­вым) хи­ро­то­ни­сан в еп. Чи­ги­рин­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской епар­хии с управ­ле­ни­ем Ми­хай­лов­ским Зла­то­вер­хим мон. В мар­те 1841 на­зна­чен на Во­ло­год­скую ка­фед­ру, в янв. 1842 – на Харь­ков­скую, в апр. 1845 воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па, в мар­те 1848 на­зна­чен в Одес­су ар­хи­еп. Хер­сон­ским и Тав­ри­че­ским, с авг. 1855 чл. Си­но­да.

И. ре­фор­ми­ро­вал по­ста­нов­ку и ме­тод пре­по­да­ва­ния, со­об­щив но­вое – ис­то­ри­че­ское – на­прав­ле­ние изу­че­нию дог­ма­тов и от­ме­нив пре­по­да­ва­ние на лат. яз. Вос­ста­нав­ли­вал в Кры­му па­мят­ни­ки хри­сти­ан­ской древ­но­сти, от­крыл мо­на­ше­ские ски­ты, на­ме­ре­ва­ясь соз­дать здесь «рус­ский Афон». Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56 в пе­ри­од обо­ро­ны Се­ва­сто­по­ля и Одес­сы со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в по­ход­ных хра­мах, во­оду­шев­лял сол­дат про­по­ве­дя­ми (апр. 1854), за что был на­гра­ж­дён ал­маз­ным кре­стом для но­ше­ния на кло­бу­ке. Об­раз­цы его ду­хов­ной пат­рио­тич. пуб­ли­ци­сти­ки со­ста­ви­ли «Со­б­ра­ние слов и ре­чей по слу­чаю на­ше­ст­вия не­при­ятель­ско­го» (т. 1–2, 1855–1856). Про­по­ве­ди И., дав­шие ему имя «рус­ско­го Зла­то­ус­та», пе­ре­пе­ча­ты­ва­лись не толь­ко в ду­хов­ных, но и в свет­ских га­зе­тах и жур­на­лах. В од­ной из пер­вых и наи­бо­лее из­вест­ных сво­их ра­бот «По­след­ние дни зем­ной жиз­ни Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста» И. ил­лю­ст­ри­ро­вал под­роб­но­сти еван­гель­ской ис­то­рии дан­ны­ми из об­лас­ти все­об­щей ис­то­рии, ар­хео­ло­гии и др. на­ук. Мн. со­чи­не­ния И. бы­ли пе­ре­ве­де­ны на франц., нем., польск., сербск., но­во­греч. и арм. язы­ки. Не­из­дан­ны­ми ос­та­лись: два то­ма ог­ром­но­го тру­да, над со­став­ле­ни­ем ко­то­ро­го И. тру­дил­ся всю жизнь, – «Па­мят­ник ве­ры», или «Дог­ма­ти­че­ский сбор­ник», – пе­ре­во­ды всех важ­ней­ших ис­по­ве­да­ний пра­во­слав­ной ве­ры, при­ня­тых все­лен­ской Цер­ко­вью; «Вер­то­град ду­хов­но­го крас­но­ре­чия» – хро­но­ло­гич. сб-к луч­ших об­раз­цов хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди всех вре­мён, «Цер­ков­ный ар­хив» – биб­лио­те­ка древ­них и но­вых ис­то­рич. со­чи­не­ний о пра­во­слав­ной церк­ви; «Ис­то­рия со­бо­ров в ак­тах или дея­ни­ях их»; «Ис­то­рия церк­ви Рос­сий­ской в свя­зи с ис­то­ри­ей церк­ви дру­гих еди­но­вер­ных нам пле­мён сла­вян­ских»; «Бо­го­слов­ский сло­варь», пе­ре­вод на рус. яз. Корм­чей кни­ги; «Ис­то­рия хри­сти­ан­ской церк­ви в Поль­ше». И. имел об­шир­ную пе­ре­пис­ку с ду­хов­ны­ми и свет­ски­ми ли­ца­ми, учё­ны­ми и ли­те­ра­то­ра­ми (св. ты­ся­чи пи­сем). Поч. чл. всех рус. ду­хов­ных ака­де­мий и уни­вер­си­те­тов, Ар­хео­ло­гич., Гео­гра­фич., Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го и др. об­ществ. Ос­но­вал в Кие­ве ж. «Вос­крес­ное чте­ние» (1837). На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1853).

Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ в 1997.7.6.2007 в Одес­се со­стоя­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го И. из Свя­то-Ус­пен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский ка­фед­раль­ный со­бор. День па­мя­ти – 25 мая (7 ию­ня).

Соч.: Со­чи­не­ния. М., 1843. Т. 1–3. 2-е изд. СПб.; М., 1901. Т. 1–12; По­след­ние дни зем­ной жиз­ни Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. Од., 1857. Ч. 1–5. М., 2003; О пу­тях про­мыс­ла Бо­жия в жиз­ни че­ло­ве­че­ской. М., 1996; Ни­кто да не те­ря­ет на­де­ж­ды: Про­по­ве­ди. М., 1996; О гре­хе и смер­ти. М., 1996.

Лит.: Вос­то­ков НМ. Ин­но­кен­тий, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Тав­ри­че­ский // Рус­ская ста­ри­на. 1878. № 2, 4, 10. 1879. № 4; Бут­ке­вич Т., свящ. Ин­но­кен­тий Бо­ри­сов, быв­ший ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский. СПб., 1887; Пет­ров­ский С. [В]., свящ. Семь Хер­сон­ских ар­хи­епи­ско­пов. Од., 1894; Бар­сов НИ. Ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий Бо­ри­сов по но­вым о нем ма­те­риа­лам // Бар­сов Н. И. Не­сколь­ко ис­сле­до­ва­ний ис­то­ри­че­ских и рас­су­ж­де­ний о во­про­сах со­вре­мен­ных. СПб., 1899; он же. К био­гра­фии Ин­но­кен­тия, ар­хи­епи­ско­па Хер­сон­ско­го и Тав­ри­че­ско­го // Рус­ский ар­хив. 1911. № 10; Пет­ров­ский С. [В]., свящ. Ин­но­кен­тий, ар­хи­епи­скоп Хер­со­но-Тав­ри­че­ский. К сто­ле­тию со дня его ро­ж­де­ния. Од., 1901; ЛМ. [Ма­цее­вич Л. С.]. Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ный Ин­но­кен­тий Бо­ри­сов, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Тав­ри­че­ский. За­мет­ки и ма­те­риа­лы для пол­но­го из­да­ния со­чи­не­ний Ин­но­кен­тия Бо­ри­со­ва. Од., 1907.

Вернуться к началу