Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИННОВА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вилинов

ИННОВА́ЦИЯ (лат. innovatio – об­нов­ле­ние, нов­ше­ст­во, но­во­вве­де­ние), ко­неч­ный ре­зуль­тат на­уч­но-тех­ни­че­ско­го или ино­го твор­че­ст­ва, при­во­дя­ще­го к су­ще­ст­вен­но­му из­ме­нению жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, об­ще­ст­ва, при­ро­ды. И. пред­став­ля­ет со­бой ма­те­риа­ли­зо­ван­ный ре­зуль­тат, по­лу­чен­ный от вло­же­ния ка­пи­та­ла в но­вую тех­ни­ку или тех­но­ло­гию, в но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва, тру­да, об­слу­жи­ва­ния, управ­ле­ния и т. п. И. обыч­но под­раз­де­ля­ют­ся на про­дук­то­вые и про­цесс­ные. Про­дук­то­вые И. пред­по­ла­га­ют при­ме­не­ние но­вых или усо­вер­шен­ст­во­ван­ных ма­те­риа­лов, по­лу­фаб­ри­ка­тов и ком­плек­тую­щих; по­лу­че­ние прин­ци­пи­аль­но но­вых про­дук­тов. Про­цесс­ные И. оз­на­ча­ют но­вые ме­то­ды ор­га­ни­за­ции и управ­ле­ния.

Оп­ре­де­ляю­щие фак­то­ры И. – по­яв­ление пио­нер­ных и круп­ных от­кры­тий, раз­ви­тие изо­бре­та­тель­ст­ва. Та­ким об­ра­зом, И. тес­но свя­за­на с по­ня­ти­ем ин­тел­лек­ту­аль­ная соб­ст­вен­ность (па­тент, изо­бре­те­ние, по­лез­ная мо­дель, пром. об­ра­зец, то­вар­ный знак, ли­цен­зи­ро­ва­ние).

Про­цесс соз­да­ния, ос­вое­ния и рас­про­стра­не­ния И. на­зы­ва­ет­ся ин­но­ва­ци­он­ным про­цес­сом, по­бу­ди­тель­ным ме­ха­низ­мом ко­то­ро­го, в пер­вую оче­редь, яв­ля­ет­ся ры­ноч­ная кон­ку­рен­ция. В ус­ло­ви­ях рын­ка про­из­во­ди­те­ли про­дук­ции или ус­луг по­сто­ян­но вы­ну­ж­де­ны ис­кать но­вые то­ва­ры, пу­ти со­кра­ще­ния из­дер­жек про­из-ва и вы­хо­да на но­вые рын­ки сбы­та. По­это­му фир­мы, пер­вы­ми ос­во­ив­шие эф­фек­тив­ные И., по­лу­ча­ют ве­со­мое пре­иму­ще­ст­во пе­ред кон­ку­рен­та­ми. На­уч­но-тех­нич. раз­ра­бот­ки и но­во­вве­де­ния вы­сту­па­ют как про­ме­жу­точ­ный ре­зуль­тат на­уч­но-про­из­водств. цик­ла и по ме­ре прак­тич. при­ме­не­ния пре­вра­ща­ют­ся в на­уч­но-тех­нич. ин­но­ва­ции – конечный результат. Коммерч. реализуе­мость И. вы­сту­па­ет как по­тен­ци­аль­ное свой­ст­во слож­но­го про­цес­са транс­фор­ма­ции ин­но­вац. идей в объ­ект эко­но­мич. от­но­ше­ний.

Лит.: Уп­рав­ле­ние ин­но­ва­ция­ми. Фак­то­ры ус­пе­ха но­вых фирм. М., 1995; Транс­фер тех­но­ло­гий и эф­фек­тив­ная реа­ли­за­ция ин­но­ва­ций. М., 1999; Осо­бен­но­сти ин­но­ва­ци­он­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и уп­рав­ле­ние его раз­ви­ти­ем. М., 2002.

Вернуться к началу