ИННОВАЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИННОВАЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС, последовательность действий по инициированию, разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.
Под И. п. понимают, во-первых, собственно осуществление научно-исследовательской, научно-технич., производств. деятельности по разработке и созданию, а также маркетинг инновац. продукции. Во-вторых, врем. этапы жизненного цикла новой продукции от возникновения идеи до её разработки и распространения, т. е. этапа, когда продукция уже утрачивает свой инновац. характер. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. Т. е. он выступает в качестве инновац. проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиц. проекта.
И. п. обычно предшествуют фундам. исследования, которые осуществляются в академич. ин-тах, высших учебных заведениях и отраслевых специализир. ин-тах, лабораториях. Их финансирование, как правило, осуществляется из гос. бюджета или частных фондов на безвозвратной основе.
Науч. исследования прикладного характера, опытно-конструкторские и эксперим. разработки являются неотъемлемой частью И. п. и финансируются за счёт бюджета (в рамках гос. науч. программ или на конкурсной основе) и негосударственных заказчиков (инвесторов). Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжён с большой долей неопределённости, инвестиц. вложения носят рискованный характер.
Этап коммерциализации нового продукта включает запуск его в производство, выход на рынок и дальнейшее движение по осн. этапам жизненного цикла продукта. На рубеже выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производств. мощностей, подготовки технологич. процессов и персонала, рекламной деятельности и др.
В России до 1990-х гг. инновац. деятельность велась в осн. в крупных гос. учреждениях, на основе бюджетного финансирования и планирования. В условиях реформирования отеч. экономики особое значение приобрело развитие малого предпринимательства в сфере инновац. деятельности. Именно малые предприятия являются наиболее мобильными и адаптирующимися предпринимательскими структурами, т. к. из-за ограниченности ресурсов вынужденно ориентированы на ускоренную разработку и способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации.