Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИННОВАЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вилинов

ИННОВАЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС, по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий по ини­ции­ро­ва­нию, раз­ра­бот­ке но­вых про­дук­тов и опе­ра­ций, по их реа­ли­за­ции на рын­ке и по даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию ре­зуль­та­тов.

Под И. п. по­ни­ма­ют, во-пер­вых, соб­ст­вен­но осу­ще­ст­в­ле­ние на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской, на­уч­но-тех­нич., про­из­водств. дея­тель­но­сти по раз­ра­бот­ке и соз­да­нию, а так­же мар­ке­тинг ин­но­вац. про­дук­ции. Во-вто­рых, врем. эта­пы жиз­нен­но­го цик­ла но­вой про­дук­ции от воз­ник­но­ве­ния идеи до её раз­ра­бот­ки и рас­про­стра­не­ния, т. е. эта­па, ко­гда про­дук­ция уже ут­ра­чи­ва­ет свой ин­но­вац. ха­рак­тер. В-треть­их, с фи­нан­со­вой точ­ки зре­ния его мож­но рас­смат­ри­вать как про­цесс фи­нан­си­ро­ва­ния и ин­ве­сти­ро­ва­ния раз­ра­бот­ки и рас­про­стра­не­ния но­во­го ви­да про­дук­та или ус­лу­ги. Т. е. он вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве ин­но­вац. про­ек­та, рас­смат­ри­вае­мо­го как ча­ст­ный слу­чай ин­ве­стиц. про­ек­та.

И. п. обыч­но пред­ше­ст­ву­ют фун­дам. ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в ака­де­мич. ин-тах, выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях и от­рас­ле­вых спе­циа­ли­зир. ин-тах, ла­бо­ра­то­ри­ях. Их фи­нан­си­ро­ва­ние, как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из гос. бюд­же­та или ча­ст­ных фон­дов на без­воз­врат­ной ос­но­ве.

На­уч. ис­сле­до­ва­ния при­клад­но­го ха­рак­те­ра, опыт­но-кон­ст­рук­тор­ские и экс­пе­рим. раз­ра­бот­ки яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью И. п. и фи­нан­си­ру­ют­ся за счёт бюд­же­та (в рам­ках гос. на­уч. про­грамм или на кон­курс­ной ос­но­ве) и не­го­су­дар­ст­вен­ных за­каз­чи­ков (ин­ве­сто­ров). По­сколь­ку ре­зуль­тат при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний да­ле­ко не все­гда пред­ска­зу­ем, со­пря­жён с боль­шой до­лей не­оп­ре­де­лён­но­сти, ин­ве­стиц. вло­же­ния но­сят рис­ко­ван­ный ха­рак­тер.

Этап ком­мер­циа­ли­за­ции но­во­го про­дук­та вклю­ча­ет за­пуск его в про­из­вод­ст­во, вы­ход на ры­нок и даль­ней­шее дви­же­ние по осн. эта­пам жиз­нен­но­го цик­ла про­дук­та. На ру­бе­же вы­хо­да на ры­нок, как пра­ви­ло, тре­бу­ют­ся боль­шие ин­вес­ти­ции в про­из­вод­ст­во для соз­да­ния (рас­ши­ре­ния) про­из­водств. мощ­но­стей, под­го­тов­ки тех­но­ло­гич. про­цес­сов и пер­со­на­ла, рек­лам­ной дея­тель­но­сти и др.

В Рос­сии до 1990-х гг. ин­но­вац. дея­тель­ность ве­лась в осн. в круп­ных гос. уч­ре­ж­де­ни­ях, на ос­но­ве бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния и пла­ни­ро­ва­ния. В ус­ло­ви­ях ре­фор­ми­ро­ва­ния отеч. эко­но­ми­ки осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ло раз­ви­тие ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в сфе­ре ин­но­вац. дея­тель­но­сти. Имен­но ма­лые пред­при­ятия яв­ля­ют­ся наи­бо­лее мо­биль­ны­ми и адап­ти­рую­щи­ми­ся пред­при­ни­ма­тель­ски­ми струк­ту­ра­ми, т. к. из-за ог­ра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов вы­ну­ж­ден­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на ус­ко­рен­ную раз­ра­бот­ку и спо­соб­ны бы­ст­рее, чем круп­ные пред­при­ятия, пе­ре­страи­вать про­из­вод­ст­во и вне­дрять ин­но­ва­ции.

Лит. см. при ст. Ин­но­ва­ция.

Вернуться к началу