ИННОВА́ЦИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИННОВА́ЦИЯ (лат. innovatio – обновление, новшество, нововведение), конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы. И. представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т. п. И. обычно подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые И. предполагают применение новых или усовершенствованных материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные И. означают новые методы организации и управления.
Определяющие факторы И. – появление пионерных и крупных открытий, развитие изобретательства. Таким образом, И. тесно связана с понятием интеллектуальная собственность (патент, изобретение, полезная модель, пром. образец, товарный знак, лицензирование).
Процесс создания, освоения и распространения И. называется инновационным процессом, побудительным механизмом которого, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать новые товары, пути сокращения издержек произ-ва и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные И., получают весомое преимущество перед конкурентами. Научно-технич. разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производств. цикла и по мере практич. применения превращаются в научно-технич. инновации – конечный результат. Коммерч. реализуемость И. выступает как потенциальное свойство сложного процесса трансформации инновац. идей в объект экономич. отношений.