Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́МИДЖ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

И́МИДЖ (от англ. image – об­раз), в тео­рии и прак­ти­ке мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции – це­ло­ст­ный, эмо­цио­наль­но на­гру­жен­ный об­раз пре­зен­ти­руе­мо­го или рек­ла­ми­руе­мо­го че­ло­ве­ка, то­ва­ра, брен­да (тор­го­вой мар­ки) и др. объ­ек­тов, к ко­то­рым ста­вит­ся за­да­ча сфор­ми­ро­вать оп­ре­де­лён­ное (как пра­ви­ло, по­зи­тив­ное) от­но­ше­ние. Тех­но­ло­гия соз­да­ния за­дан­но­го И. (со­че­таю­щая креа­тив­ную ра­боту и пси­хо­ло­гич. приё­мы, по­зво­ляю­щие кон­тро­ли­ро­вать её эф­фект) впер­вые на­ча­ла при­ме­нять­ся в сер. 20 в. в прак­ти­ке ком­мерч. рек­ла­мы, впо­след­ст­вии рас­про­стра­ни­лась на по­ли­тич. рек­ла­му, шоу-биз­нес и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние; на раз­ви­тии тех­но­ло­гий фор­ми­ро­ва­ния И. (имид­ж­мей­кер­ст­во, имид­же­ло­гия) во мно­гом ос­но­ва­но воз­дей­ст­вие мас­со­вой куль­ту­ры.

Фор­ми­ро­ва­ние И. на­прав­ле­но на соз­да­ние у це­ле­вой ау­ди­то­рии не­кри­ти­че­ски вос­при­ни­мае­мо­го сте­рео­ти­па пре­зен­ти­руе­мо­го объ­ек­та, обес­пе­чи­ваю­ще­го его опо­зна­ние как за­ве­до­мо по­ло­жи­тель­но­го или ав­то­ри­тет­но­го, при­пи­сы­ва­ние ему эмо­цио­наль­но по­зи­тив­ных при­зна­ков, об­лег­че­ние иден­ти­фи­ка­ции ау­ди­то­рии с ним, ас­со­циа­тив­ное свя­зы­ва­ние его с цен­но­стя­ми, раз­де­ляе­мы­ми ау­ди­то­ри­ей. И. ока­зы­ва­ет воз­дей­ст­вие, ми­нуя соз­на­ние и про­цес­сы ло­гич. ана­ли­за ин­фор­ма­ции, на ос­но­ве ас­со­циа­тив­ных ир­ра­цио­наль­ных свя­зей, сфор­ми­ро­ван­ных при по­мо­щи мно­го­крат­ных со­че­та­ний и по­вто­ре­ний. Про­ек­ти­ро­вать воз­дей­ст­вие И. мож­но лишь от­час­ти, по­сколь­ку на не­го влия­ет мно­же­ст­во фак­то­ров, эф­фект взаи­мо­дей­ст­вия ко­то­рых ред­ко уда­ёт­ся пред­ска­зать за­ра­нее.

И. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся осо­бен­но­стя­ми сво­его ас­со­циа­тив­но­го по­ля (ак­туа­ли­зи­руе­мые им при­зна­ки, цен­но­сти и эмо­ции) и ин­тен­сив­но­стью (от­чёт­ли­во­стью, лёг­ко­стью вы­де­ле­ния из фо­на); эти ха­рак­те­ри­сти­ки мо­гут быть вы­яв­ле­ны ме­то­да­ми глу­бин­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­се­ман­ти­ки.

Вернуться к началу