Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 283-284

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Плеханов

ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́ (за­сеч­ные ли­нии), сис­те­ма ин­же­нер­ных обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний на по­гра­нич­ных ру­бе­жах Рус. го­су­дар­ст­ва в 16–17 вв. С мо­мен­та об­ра­зо­ва­ния Др.-рус. гос-во вы­ну­ж­де­но бы­ло вес­ти не­пре­рыв­ную борь­бу с пле­ме­на­ми степ­ных ко­чев­ни­ков и не­ко­то­ры­ми го­су­дар­ст­ва­ми Сред­ней и Север­ной Ев­ро­пы. Для за­щи­ты от на­ше­ст­вий и на­бе­гов про­тив­ни­ка ста­ли соз­да­вать­ся специальные при­гра­нич­ные обо­ро­ни­тель­ные фор­ти­фи­ка­ци­он­ные со­ору­же­ния с опо­рой на ес­тественные (вод­ные, рель­еф­ные, лес­ные и др.) пре­пят­ст­вия. В со­от­вет­ст­вии с этим прин­ци­пом бы­ли воз­ве­де­ны «Змие­вы ва­лы». В 12 – нач. 13 вв. на пу­тях ве­ро­ят­но­го дви­же­ния про­тив­ни­ка уст­раи­ва­лись за­се­ки. В 14 в. вел. кн. вла­ди­мир­ский Иван I Да­ни­ло­вич для за­щи­ты юж. ру­бе­жей Вла­ди­мир­ско­го вел. кн-ва воз­вёл бес­пре­рыв­ную ли­нию за­сек от р. Ока к р. Дон и да­лее к р. Вол­га. Про­тя­жён­ность отд. за­сек со вре­ме­нем уве­ли­чи­ва­лась, и они пре­вра­ща­лись в за­сеч­ные ли­нии. В 1520–30-х гг. по р. Ока ста­ла соз­да­вать­ся обо­ро­нит. ли­ния, вклю­чав­шая го­ро­да-кре­по­сти Ко­зельск, Ка­лу­га, Ко­лом­на, Сер­пу­хов, Му­ром, Ниж­ний Нов­го­род и др. Юж­нее воз­во­ди­лась пе­ре­до­вая ли­ния, свя­зы­вав­шая го­ро­да Нов­го­род-Се­вер­ский, Пу­тивль, Мценск, Пронск. В сер. 16 в. на ос­но­ве этих ли­ний воз­ник­ла Боль­шая З. ч. За­тем она бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на, а юж­нее по­строе­на Бел­го­род­ская чер­та. Наи­бо­лее ин­тен­сив­но шло строи­тель­ст­во З. ч. во 2-й пол. 17 в. В это вре­мя за­вер­ше­но со­ору­же­ние Сим­бир­ской З. ч., соз­да­на пред­ше­ст­вен­ни­ца За­кам­ской ук­ре­п­лён­ной ли­нии – За­кам­ская З. ч. Про­дол­же­ни­ем Белгородской З. ч. с 1650-х гг. ста­ла Там­бов­ская З. ч., ко­то­рая оги­ба­ла с юга Там­бов и под­хо­ди­ла к Шац­ку. Она вклю­ча­ла Там­бов­ский боль­шой вал дли­ной в 50 км, 3 ма­лых ва­ла, неск. ост­ро­гов и лес­ные за­се­ки. В 1676–80 по­строе­на Пен­зен­ская З. ч., со­еди­няв­шая Пен­зу с Сим­бир­ской З. ч. у г. Ин­сар. За­тем она ста­ла ча­стью Сыз­ран­ской З. ч. В 1679–81 со­ору­же­на Изюм­ская З. ч., ко­то­рая про­хо­ди­ла от ста­ни­цы Ко­ло­мак че­рез го­ро­да Изюм, Ца­рёв-Бо­ри­сов, Ва­луй­ки и со­еди­ня­лась с Бел­го­род­ской З. ч. у г. Усерд. В 1685 воз­ве­де­на Исет­ская З. ч. ме­ж­ду ре­ка­ми Исеть и То­бол.

З. ч. со­стоя­ла из лес­ных за­ва­лов – за­сек, ук­ре­п­лён­ных зем­ля­ных ва­лов, уси­лен­ных де­рев. кон­ст­рук­ция­ми и баш­ня­ми, рвов, час­то­ко­лов, на­дол­бов. В З. ч. вхо­ди­ли го­ро­да-кре­по­сти с по­сто­ян­ны­ми гар­ни­зо­на­ми, «стоя­лые ост­ро­ги» со смен­ны­ми от­ря­да­ми, разл. опор­ные пунк­ты и др. ук­ре­п­ле­ния. В обо­ро­нит. сис­те­му вклю­ча­лись ре­ки, ле­са, бо­ло­та и глу­бо­кие ов­ра­ги. В за­сеч­ных (за­по­вед­ных) ле­сах за­пре­ща­лось про­из­во­дить за­го­тов­ку дре­ве­си­ны, про­кла­ды­вать до­ро­ги и тро­пы. Ук­ре­п­ле­ния З. ч. в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра ме­ст­но­сти име­ли ши­ри­ну от 40 м до 60 км. На наи­бо­лее опас­ных на­прав­ле­ни­ях уст­раи­ва­лись два и бо­лее ря­да ук­ре­п­ле­ний. Для луч­ше­го над­зо­ра и ох­ра­ны З. ч. де­ли­лись на зве­нья, гра­ни­цы ко­то­рых обо­зна­ча­лись ме­ст­ны­ми при­ме­та­ми. Во гла­ве ка­ж­до­го из них сто­ял за­сеч­ный при­каз­чик, ко­то­рый ве­дал отд. зве­ном или опор­ным пунк­том за­се­ки. В под­чи­не­нии у не­го бы­ли по­ме­ст­ные и при­пис­ные сто­ро­жа. За­сеч­ный при­каз­чик от­ве­чал за со­дер­жа­ние за­сек, ор­га­ни­за­цию над­зо­ра и ох­ра­ну сво­его уча­ст­ка; под­чи­нял­ся за­сеч­но­му го­ло­ве и вое­во­де. Ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом З. ч. и ор­га­ни­за­ци­ей на них служ­бы воз­ла­га­лось на при­гра­нич­ных вое­вод (на­ме­ст­ни­ков), в под­чи­не­нии у ко­то­рых на­хо­ди­лись за­сеч­ные го­ло­вы. Ох­ра­на и обо­ро­на З. ч. воз­ла­га­лась на за­сеч­ную стра­жу, в ко­то­рую на­би­ра­лись пре­им. жи­те­ли ок­ре­ст­ных се­ле­ний (по 1 чел. с 20 дво­ров). Эту за­да­чу она ре­ша­ла совм. с гар­ни­зо­на­ми го­ро­дов-кре­по­стей (от не­сколь­ких со­тен до 1,5 тыс. чел.) и по­ле­вы­ми вой­ска­ми. За­сеч­ная стра­жа бы­ла воо­ру­же­на то­по­ра­ми, пи­ща­ля­ми, от каз­ны по­лу­ча­ла по 2 фун­та по­ро­ха и столь­ко же свин­ца. Во 2-й пол. 16 в. стра­жа на­счи­ты­ва­ла от 30 до 35 тыс. рат­ных лю­дей. Они ох­ра­ня­ли чер­ту ста­ни­ца­ми (от­ря­да­ми), вы­сы­лав­ши­ми от се­бя «сто­ро­жей» (разъ­ез­ды), ко­то­рые на­блю­да­ли за об­шир­ным рай­оном пе­ред З. ч. Для строи­тель­ст­ва З. ч. и со­дер­жа­ния за­сеч­ной стра­жи в 3-й четв. 16 в. стал со­би­рать­ся осо­бый на­лог – т. н. за­сеч­ные день­ги. З. ч. в зна­чит. сте­пе­ни ук­ре­пи­ли ох­ра­ну и за­щи­ту по­гра­нич­ных ру­бе­жей Рус. гос-ва, а так­же спо­соб­ст­во­ва­ли за­се­ле­нию ле­со­степ­ной зо­ны и ос­вое­нию но­вых тер­ри­то­рий вы­ход­ца­ми из рус­ских зе­мель. С 18 в. опыт строи­тель­ст­ва З. ч. и ор­га­ни­за­ции на них спец. служ­бы ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся при со­ору­же­нии по­гра­нич­ных ук­ре­п­лён­ных ли­ний.

Лит.: Ба­га­лей Д. И. Очер­ки из ис­то­рии ко­ло­ни­за­ции и бы­та степ­ной ок­раи­ны Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва. М., 1887. Т. 1; Яков­лев А. И. За­сеч­ная чер­та Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва в XVII в. М., 1916; Но­во­сель­ский А. А. Борь­ба Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва с та­та­ра­ми в пер­вой по­ло­ви­не XVII в. М.; Л., 1948; Мар­го­лин С. Л. Обо­ро­на Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва от та­тар­ских на­бе­гов в кон­це ХVI в. Сто­ро­же­вая и ста­нич­ная служ­ба и за­сеч­ная чер­та. М., 1949; Ни­ки­тин А. В. Обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния за­сеч­ной чер­ты ХVI–XVII в. // Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния по ар­хео­ло­гии Мо­ск­вы. М., 1955. Т. 3; Ра­зин Е. А. Ис­то­рия во­ен­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1961. Т. 3; За­го­ров­ский В. П. Бел­го­род­ская чер­та. Во­ро­неж, 1969; он же. Изюм­ская чер­та. Во­ро­неж, 1980; Ле­бе­дев В. И. Ле­ген­да или быль: По сле­дам за­сеч­ных сто­ро­жей. Са­ра­тов, 1986.

Вернуться к началу