Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАКУШНЯ́К АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 199

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин

ЗАКУШНЯ́К Алек­сандр Яков­ле­вич [26.2(10.3).1879, Одес­са – 21.4.1930, Ле­нин­град], рос. ар­тист те­ат­ра и эс­т­ра­ды. В 1897 окон­чил гим­на­зию в Одес­се, да­вал уро­ки, пел в цер­ков­ном хо­ре, иг­рал на лю­би­тель­ской сце­не. Учил­ся на юри­дич. ф-те Ки­ев­ско­го ун-та, в 1899 за уча­стие в сту­денч. бес­по­ряд­ках был от­чис­лен; в 1903 окон­чил Но­во­рос­сий­ский ун-т. Под псевд. Са­мар­ский иг­рал в проф. и лю­би­тель­ских дра­ма­тич. и опе­ре­точ­ных спек­так­лях, вы­сту­пал на эс­т­ра­де с чте­ни­ем рас­ска­зов А. П. Че­хо­ва, а так­же как зву­ко­под­ра­жа­тель. В 1906 в Хер­со­не был при­гла­шён В. Э. Мей­ер­холь­дом в То­ва­ри­ще­ст­во но­вой дра­мы, где сыг­рал Мыш­ки­на и Рас­коль­ни­ко­ва («Иди­от» и «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Тре­п­ле­ва («Чай­ка» Че­хо­ва), Ак­тё­ра («На дне» М. Горь­ко­го) и др. В 1907–10 в Те­ат­ре им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (Пье­ро – «Ба­ла­ган­чик» А. А. Бло­ка, Пе­ле­ас – «Пе­ле­ас и Ме­ли­сан­да» М. Ме­тер­лин­ка, Ивар Ка­ре­но – «У врат цар­ст­ва» К. Гам­су­на). В 1910–1914 вы­сту­пал с соль­ны­ми про­грам­ма­ми «Ве­че­ра ин­тим­но­го чте­ния» («Дом с ме­зо­ни­ном» Че­хо­ва, «Ев­рей­ская ка­ни­тель» Шо­лом-Алей­хе­ма, «Дом Те­лье» Г. де Мо­пас­са­на, рас­ска­зы М. Тве­на). Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­сле де­мо­би­ли­за­ции (1918) ра­бо­тал в те­ат­рах Мо­ск­вы: Но­вом (Фи­га­ро – «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, шут Трин­ку­ло – «Бу­ря» У. Шек­спи­ра), Ка­мер­ном (Ио­ка­на­ан – «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да) и др. В 1920-х гг. как чтец под­го­то­вил про­грам­мы: «Ве­чер рас­ска­зов», «Вос­ста­ние ан­ге­лов» А. Фран­са, «Еги­пет­ские но­чи» А. С. Пуш­ки­на, «Та­рас Буль­ба» Н. В. Го­го­ля, «Уни­жен­ные и ос­корб­лён­ные» по Дос­то­ев­ско­му (ком­по­зи­ция смон­ти­ро­ва­на с от­рыв­ка­ми из по­эмы Бло­ка «Две­над­цать»). С 1925 вы­сту­пал на ра­дио. Тон­ко чув­ст­вуя ав­тор­ский стиль, вир­ту­оз­но вла­дея жес­том, ис­поль­зуя му­зы­каль­ность ре­чи, сме­ну её рит­ма, пау­зы, З. до­би­вал­ся пол­но­го рас­кры­тия об­раз­ной сис­те­мы про­из­ве­де­ния. Ар­ти­ста име­но­ва­ли «чу­до­де­ем жи­вой ре­чи». В. Н. Яхон­тов на­звал ис­кус­ст­во З. «пре­крас­ной иг­рой в не­иг­ру».

Соч.: Ве­че­ра рас­ска­за. Вос­по­ми­на­ния. Тек­сты. М.; Л., 1940; Ве­че­ра рас­ска­за / Ком­мент. С. Д. Дрей­де­на, пре­дисл. И. Л. Ан­д­ро­ни­ко­ва. М., 1984.

Лит.: Вер­хов­ский Н. Кни­га о чте­цах. М.; Л., 1950; Шварц А. В ла­бо­ра­то­рии чте­ца. М., 1960.

Вернуться к началу