Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОСТА́ТОЧНОГО ОСНОВА́НИЯ ПРИ́НЦИП

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 299

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. В. Бирюков

ДОСТА́ТОЧНОГО ОСНОВА́НИЯ ПРИ́НЦИП, дос­та­точ­но­го ос­но­ва­ния за­кон (лат. principium sive lex rationis suf­fi­cien­tis), прин­цип ло­ги­ки, со­глас­но ко­то­ро­му вся­кое су­ж­де­ние (ис­клю­чая су­ж­де­ния не­по­средств. вос­при­ятия, ак­сио­мы и оп­ре­де­ле­ния) долж­но быть обос­но­ва­но (до­ка­за­но) в том смыс­ле, что долж­но быть при­ве­де­но дос­та­точ­ное ос­но­ва­ние ис­тин­но­сти это­го су­ж­де­ния. В со­ста­ве дос­та­точ­но­го ос­но­ва­ния мо­гут быть ак­сио­мы (по­сту­ла­ты, прин­ци­пы), оп­ре­де­ле­ния, удо­сто­ве­рен­ные су­ж­де­ния не­по­средст­вен­ного вос­при­ятия и вы­вод­ные су­ж­де­ния, уже обос­но­ван­ные по­сред­ст­вом до­ка­за­тельств. При этом учи­ты­ва­ет­ся, что в прак­ти­ке на­уч. и по­все­днев­но­го мыш­ле­ния не­ко­то­рые из су­ж­де­ний, вхо­дя­щих в дос­та­точ­ное ос­но­ва­ние, напр. ак­сио­мы, за­ко­ны нау­ки, об­ще­из­ве­ст­ные по­ло­же­ния и т. п., мо­гут не фор­му­ли­ро­вать­ся яв­но; рав­ным об­ра­зом мо­жет быть не вы­яв­лен­ным до кон­ца и ход рас­су­ж­де­ния, ве­ду­щий от ос­но­ва­ния к обос­но­вы­вае­мо­му су­ж­де­нию. Это не на­ру­ша­ет Д. о. п., ес­ли и фор­ма рас­су­ж­де­ния, и су­ж­де­ния, вхо­дя­щие в ос­но­ва­ние (в т. ч. и не­до­стаю­щие, но ко­то­рые мо­гут при не­об­хо­ди­мо­сти быть вы­яв­ле­ны), дей­ст­ви­тель­но обос­но­вы­ва­ют дан­ное су­ж­де­ние.

Д. о. п. ле­жал фак­ти­че­ски в ос­но­ве всех ло­гич. тео­рий древ­но­сти, Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни, хо­тя яв­но, как осо­бый прин­цип, был сфор­му­ли­ро­ван Г. В. Лейб­ни­цем, ко­то­рый при­да­вал ему не толь­ко ло­гич., но и он­то­ло­гич. смысл: «… ни од­но яв­ле­ние не мо­жет ока­зать­ся ис­тин­ным или дей­ст­ви­тель­ным, ни од­но ут­вер­жде­ние спра­вед­ли­вым без дос­та­точ­но­го ос­но­ва­ния, по­че­му имен­но де­ло об­сто­ит так, а не ина­че» (Соч. М., 1982. Т. 1. С. 418). В по­сле­дую­щем раз­ви­тии ло­ги­ки Д. о. п. стал по­ни­мать­ся как чис­то ло­гич. прин­цип.

Вернуться к началу