Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́РДРЕХТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 280-281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий (экономика)
Дордрехт. Вид центральной части города.

ДО́РДРЕХТ (Dordrecht), го­род в зап. час­ти Ни­дер­лан­дов, в пров. Юж. Гол­лан­дия. Нас. 118,5 тыс. чел. (2007, с при­го­ро­да­ми ок. 200 тыс. чел.). Вхо­дит в со­став круп­ней­шей в стра­не по­ли­цен­трич. гор. аг­ло­ме­ра­ции Ран­стад с нас. св. 6,6 млн. чел. Рас­по­ло­жен на ру­ка­ве р. Маа­са – Мер­ве­де, в 20 км к юго-вос­то­ку от Рот­тер­да­ма. Реч­ной порт. Круп­ный транс­порт­ный узел; че­рез Д. про­хо­дят ав­то­стра­да и ж.-д. ма­ги­ст­раль Ам­стер­дам – Рот­тер­дам – Ан­твер­пен – Брюс­сель – Па­риж.

Воз­ник пред­по­ло­жи­тель­но в 11 в. или в нач. 12 в. во­круг од­ной из уса­деб гра­фа Гол­лан­дии. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1138 под назв. Ту­ред­рит (Thuredrith). В 1220 по­лу­чил гор. пра­во. С кон. 13 в. важ­ный тор­го­вый центр. С 1367 ве­ду­щую роль в гор. де­лах иг­ра­ли це­хи (впер­вые упо­ми­на­ют­ся при­ме­ни­тель­но к Д. в 1351). В 14–15 вв. Д. был един­ст­вен­ным голл. го­ро­дом, в ко­то­ром це­хам уда­лось от­тес­нить от управ­ле­ния пат­ри­ци­ат. К нач. 16 в. на­счи­ты­вал св. 11 тыс. жит. В ию­ле 1572 в Д. пред­ста­ви­те­ли ни­дерл. го­ро­дов про­воз­гла­си­ли не­за­ви­си­мость Ни­дер­лан­дов от Ис­па­нии. Д. – ме­сто за­се­да­ний Дор­д­рехт­ско­го си­но­да 1618–19, на ко­то­ром пред­ста­ви­те­ли ре­фор­ми­ро­ван­ных ни­дерл. церк­вей дос­тиг­ли со­гла­ше­ния по по­ли­тич. и ре­лиг. во­про­сам. В нач. 18 в. ус­ту­пил Рот­тер­да­му роль гл. тор­го­во­го цен­тра Юж. Гол­лан­дии.

Ис­то­рич. часть Д. со­хра­ни­ла ср.-век. ра­ди­аль­но-по­лу­коль­це­вую струк­ту­ру, в её за­строй­ке до­ми­ни­ру­ет ц. Гро­те керк в сти­ле бра­бант­ской го­ти­ки (13 в., пе­ре­строе­на в 1457, не­до­стро­ен­ная баш­ня на­ча­ла воз­во­дить­ся в 1339; ре­нес­санс­ные ска­мьи хо­ра, 1538–42, мас­те­ра кру­га Й. Тер­ве­на). Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей – Во­ро­та внутр. га­ва­ни (Гро­те­хоф­дс­порт; 1618–92; ба­рель­е­фы – Г. Хюп­пе), до­ма т. н. дор­д­рехт­ско­го ти­па с вы­со­ким сту­пен­ча­тым фрон­то­ном (16–18 вв.), клас­си­ци­стич. Ра­ту­ша (1835–45, арх. Г. Н. Итц). Па­мят­ник брать­ям Й. и К. де Витт (1918, скульп­тор А. Дю­пюи). Дор­д­рехт­ский му­зей (ху­до­же­ст­вен­ный; ос­но­ван в 1842), му­зей С. ван Гей­на (1925; жи­во­пись, кол­лек­ция иг­ру­шек и др.). Те­ат­ры: «Биб­ло», ку­коль­ный. Центр ви­зу­аль­ных ис­кусств. Еже­год­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли ку­коль­ных те­ат­ров, ста­рин­ной му­зы­ки, а так­же пром. и на­уч.-тех­нич. вы­став­ки (неф­те­га­зо­вые, строи­тель­ные, ме­ди­цин­ские и др.).

Важ­ней­ший сек­тор эко­но­ми­ки го­ро­да – сфе­ра ус­луг (в осн. фи­нан­со­вые, де­ло­вые и ин­фор­мац. ус­лу­ги, стра­хо­вой биз­нес, ту­ризм). Зна­чит. по­сту­п­ле­ния в гор. бюд­жет обес­пе­чи­ва­ет гос­ти­нич­ная ин­ду­ст­рия (раз­ви­та сеть до­ро­гих оте­лей – «Hotel Mercure», «A. S. Design Suites», «Bastion Hotel Dordrecht» и оте­лей эко­ном-клас­са – «Hostel Dord­recht» и др.). Круп­ный центр кни­го­из­да­тель­ской дея­тель­но­сти (изд-во «Klu­wer» – од­но из са­мых из­вест­ных и круп­ных в стра­не). В Д. рас­по­ло­же­ны го­лов­ной офис ком­па­нии «Aashima Tech­nology N. V.» (один из круп­ней­ших в Ни­дер­лан­дах ди­ст­рибь­ю­то­ров тех­но­ло­гич. про­дук­тов, ком­пь­ю­тер­ных ком­по­нен­тов и ак­сес­суа­ров), ев­роп. пред­ста­ви­тель­ст­во амер. кор­по­ра­ции «Valvoline International», а так­же штаб-квар­ти­ры уз­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ванных ком­па­ний «Kroh­ne Altometer B. V.» (один из круп­ней­ших в ми­ре про­из­во­ди­те­лей элек­тро­маг­нит­ных рас­хо­до­ме­ров), «Trifleet Leasing B. V.» (од­на из ве­ду­щих в Ев­ро­пе фирм по ли­зин­гу кон­тей­не­ров-цис­терн для транс­пор­ти­ров­ки и хра­не­ния хи­мич. ве­ществ, га­зов и др.). Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (про­из-во элек­тро­мо­то­ров и элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния, уз­лов и аг­ре­га­тов авиац. тех­ни­ки, рас­хо­до­ме­ров, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, га­зо­вой ап­па­ра­ту­ры, ме­тал­ло­из­де­лий бы­то­во­го на­зна­че­ния). Су­до­строе­ние, тра­ди­ци­он­ная для Д. от­расль, пе­ре­жи­ва­ет кри­зис (2007); мн. вер­фи за­кры­ты, дей­ст­вую­щие за­ня­ты су­до­ре­мон­том или пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­ны на вы­пуск др. ма­ши­но­стро­ит. про­дук­ции. Ком­па­ния «IHC Holland Merwede B. V.» стро­ит не­боль­шие су­да, вы­пус­ка­ет обо­ру­до­ва­ние для дно­уг­лу­би­тель­ных ра­бот. Осн. про­дук­ция хи­мич. пром-сти – азот­ные удоб­ре­ния, пла­ст­мас­сы, син­те­тич. во­лок­на, фар­ма­цев­тич. то­ва­ры; сре­ди дру­гих – мо­тор­ные и сма­зоч­ные мас­ла и ан­ти­кор­ро­зи­он­ные пре­па­ра­ты (за­вод фир­мы «Valvoline International»), теф­лон (пред­при­ятие «DuPont de Nemur»; б. ч. про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся). Пред­при­ятия пи­ще­вой (му­ко­моль­ной, ры­бо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей, кон­серв­ной, кон­ди­тер­ской), ле­со­пиль­ной, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, лёг­кой, по­ли­гра­фич. пром-сти.

В при­го­ро­де Па­пен­д­рехт – за­вод ком­па­нии «Nederlandse Helicopter Industrie N. V.» (в со­ста­ве кон­цер­на «Avio­lan­da»; про­из-во вер­то­лё­тов, лёг­кой во­ен. авиа­тех­ни­ки, спор­тив­ных са­мо­лё­тов). Близ Д. – круп­ная ТЭС.

Вернуться к началу