Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОМИНИ́К ДЕ ГУСМАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Калиниченко

ДОМИНИ́К де Гус­ман (лат. Dominicus; исп. Santo Domingo, Domingo de Guz­mán) (ок. 1170/1171, м. Ка­ле­ру­эга, Кас­ти­лия – 6.8.1221, Бо­ло­нья, Ита­лия), ос­но­ва­тель мо­на­ше­ско­го Ор­де­на про­по­вед­ни­ков, свя­той ка­то­лич. церк­ви.

Про­ис­хо­дил из бо­га­той дво­рян­ской се­мьи Фе­лик­са де Гус­ма­на и Хуа­ны де Аза, из­вест­ной вер­но­стью хри­сти­ан­ским доб­ро­де­те­лям [беа­ти­фи­ци­ро­ва­на па­пой Рим­ским Львом XII (1823–29) 1.10.1824]; два стар­ших бра­та Д. ста­ли свя­щен­ни­ка­ми [Ан­то­нио ос­но­вал при­ют для бед­ных, Ма­нес – чл. Ор­де­на про­по­вед­ни­ков (с 1215), беа­ти­фи­ци­ро­ван па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XVI (1831–46) 2.6.1834]. С 7 до 14 лет Д. вос­пи­ты­вал­ся дя­дей-свя­щен­ни­ком; ок. 1186 на­чал изу­чать фи­ло­со­фию и бо­го­сло­вие в Ун-те Па­лен­сии. То­гда же, сле­дуя при­ме­ру стар­ших брать­ев, из­брал цер­ков­ное по­при­ще. По окон­ча­нии обу­че­ния (ок. 1196) был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки и стал чле­ном ка­пи­ту­ла ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков г. Ос­ма (Кас­ти­лия), при­дер­жи­вав­ше­го­ся Ус­та­ва св. Ав­гу­сти­на. В 1199 сак­ри­стан ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Ос­мы, в 1201 за­мес­ти­тель на­стоя­те­ля. В 1203–04, бу­ду­чи уча­ст­ни­ком по­соль­ст­ва в Да­нию в сви­те еп. Дие­го де Асе­ве­до, по­се­тил Юж. Фран­цию, где, как и в Сев. Ита­лии, рас­про­стра­ни­лась ересь ка­та­ров. По­сле вто­ро­го пу­те­ше­ст­вия в Да­нию (1205–1206) еп. Дие­го и Д. ре­ши­ли по­свя­тить се­бя про­по­ве­ди сре­ди языч­ни­ков Сев. Ев­ро­пы, об­ра­тив­шись за раз­ре­ше­ни­ем к па­пе Рим­ско­му Ин­но­кен­тию III (1198–1216). Од­на­ко тот от­ка­зал им в прось­бе и ре­ко­мен­до­вал вер­нуть­ся в Ис­па­нию. На об­рат­ном пу­ти в мар­те 1206 в Мон­пе­лье еп. Дие­го и Д. встре­ти­лись с пап­ски­ми ле­га­та­ми – цис­тер­ци­ан­ским аб­ба­том Ар­наль­дом и мо­на­ха­ми Пет­ром из Кас­тель­нау и Рау­лем Фон­фру­ад­ским, ко­то­рым бы­ло по­ру­че­но ис­ко­ре­не­ние ере­тич. те­че­ний на юге Фран­ции. То­гда же еп. Дие­го сфор­му­ли­ро­вал идею о про­по­ве­ди об­ра­зом жиз­ни, не­по­сред­ст­вен­но до­ка­зы­ваю­щим вер­ность еван­гель­ским идеа­лам, – как от­вет на рас­про­стра­нён­ное в сре­де ка­та­ров мне­ние, что под­лин­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия яв­ля­ет­ся лишь тот, кто при­дер­жи­ва­ет­ся апо­столь­ской бед­но­сти. Же­лая явить по­доб­ный при­мер, еп. Дие­го вме­сте с Д. и тре­мя пап­ски­ми ле­га­та­ми бо­си­ком от­пра­ви­лись с про­по­ве­дью, про­во­дя пуб­лич­ные дис­пу­ты с ере­ти­ка­ми в Сер­вь­я­не, Бе­зье, Кар­ка­со­не и Мон­реа­ле. В но­яб. 1206 па­па Ин­но­кен­тий III под­дер­жал но­вый вид апо­сто­ла­та и на­де­лил сво­их ле­га­тов пра­вом раз­ре­шать и др. свя­щен­ни­кам и мо­на­хам про­по­ве­до­вать в та­кой фор­ме.

В кон. 1206 – нач. 1207 Д. ос­но­вал пер­вую жен­скую мо­на­ше­скую об­щи­ну в Пруйе, со­сто­яв­шую пре­им. из об­ра­щён­ных из ере­си жен­щин. Дер­жась в сто­ро­не от во­ен. дей­ст­вий Аль­би­гой­ских войн, Д. со­сре­до­то­чил­ся ис­клю­чи­тель­но на про­по­ве­ди в Ту­лу­зе. В 1213 на­зна­чен ви­ка­ри­ем ин спиритуалибус епи­скоп­ст­ва Кар­кас­сон. От­ка­зав­шись от двух пред­ло­же­ний стать епи­ско­пом, в 1214 Д. по­лу­чил при­ход в г. Фан­жо. По­сле взя­тия Ту­лу­зы вой­ска­ми гр. С. де Мон­фо­ра Д. стре­мил­ся пре­вра­тить го­род в ду­ховный центр сво­ей про­по­ве­ди. В апр. 1215 при­нял ре­ше­ние об ос­но­ва­нии но­во­го Ор­де­на про­по­вед­ни­ков (Ordo Pra­edi­ca­to­rum), ко­то­рый позд­нее был на­зван Ор­де­ном св. До­ми­ни­ка (до­ми­ни­кан­цев).

По­след­ние пять лет жиз­ни Д. свя­за­ны с дея­тель­но­стью по ук­ре­п­ле­нию и рас­ши­ре­нию влия­ния ос­но­ван­но­го им ор­де­на. В 1217 по прось­бе Д. па­па Го­но­рий III рас­по­ря­дил­ся на­пра­вить в Ту­лу­зу для обу­че­ния и про­по­ве­ди пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов из Па­риж­ско­го ун-та. Осоз­на­вая не­ста­биль­ность по­ли­тич. си­туа­ции в Лан­ге­до­ке, Д. стре­мил­ся уп­ро­чить по­ло­же­ние ор­де­на в др. час­тях Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Сев. Фран­ции и Ис­па­нии). В кон­це дек. 1217 Д. при­ехал в Рим, что­бы со­гла­со­вать с ку­ри­ей пунк­ты кон­сти­ту­ции ор­де­на и по­лу­чить при­зна­ние пра­ва до­ми­ни­кан­цев на по­все­ме­ст­ную про­по­ведь (все­об­щий ха­рак­тер ор­де­на ут­вер­ждён па­пой Го­но­ри­ем III в февр. 1218). Кон­цом 1218 –19 да­ти­ро­ва­но пре­бы­ва­ние Д. в Ис­па­нии (Са­ла­ман­ка, Се­го­вия), Па­ри­же, Ми­ла­не, Бо­ло­нье и, на­ко­нец, в Ви­тер­бо, где Д. по­лу­чил пап­ское по­ру­че­ние об ос­но­ва­нии жен­ско­го мо­на­сты­ря при ц. Св. Сик­ста в Ри­ме для ре­фор­ми­ро­ва­ния рим. жен­ско­го мо­на­ше­ст­ва (ос­но­ван в 1221). Под пред­се­да­тель­ст­вом Д. в Бо­ло­нье со­стоя­лись 1-й и 2-й ге­не­раль­ные ка­пи­ту­лы ор­де­на, на ко­то­рых бы­ли оп­ре­де­ле­ны его кон­сти­ту­цио­наль­ное уст­рой­ст­во (май 1220) и пер­вые ор­ден­ские про­вин­ции (май 1221). То­гда же в Ри­ме Д. ос­но­вал муж­ской до­ми­ни­кан­ский мо­на­стырь при ц. Св. Са­би­ны.

Про­цесс ка­но­ни­за­ции Д. на­чал­ся в Бо­ло­нье и Ту­лу­зе уже в 1233. В ию­ле 1234 бул­лой па­пы Гри­го­рия IX (1227–41) «Fons sapientiae», об­на­ро­до­ван­ной в г. Рие­ти, Д. был при­чис­лен к ли­ку свя­тых. В ию­не 1267 мо­щи св. Д. пе­ре­не­се­ны в ре­лик­ва­рий мо­на­сты­ря Сан-До­ми­ни­ко в Бо­ло­нье. День па­мя­ти в ка­то­лич. церк­ви – 8 ав­гу­ста.

Не со­хра­ни­лось ни од­но­го при­жиз­нен­но­го изо­бра­же­ния св. Д. или его по­смерт­ной мас­ки, из­вест­ны толь­ко опи­са­ния со­вре­мен­ни­ков. В ико­но­гра­фич. тра­ди­ции он час­то изо­бра­жа­ет­ся с бо­ро­дой в об­ла­че­нии до­ми­ни­кан­ско­го мо­на­ха – в бе­лой ря­се и чёр­ном пла­ще (ска­пу­ля­рии) с ка­пю­шо­ном. Наи­бо­лее час­ты­ми ико­но­гра­фич. ат­ри­бу­та­ми св. Д. слу­жат звез­да око­ло го­ло­вы или не­по­сред­ст­вен­но во лбу, кни­га (сим­во­ли­зи­ру­ет Священное Пи­са­ние; ча­ще все­го от­кры­та на стра­ни­це со сло­ва­ми «Иди­те и про­по­ве­дуй­те»), ли­лия (с 14 в.) – сим­вол чис­то­ты. Не­ред­ко св. Д. со­про­во­ж­да­ет со­ба­ка с го­ря­щим фа­ке­лом в зу­бах (ико­но­гра­фи­че­ски обыг­ры­ва­ет­ся схо­жесть зву­ча­ния лат. Dominicani – до­ми­ни­кан­цы и Do­mi­ni canes – псы Гос­под­ни). Бо­лее позд­няя тра­ди­ция (15 в.) свя­зы­ва­ет со св. Д. воз­ник­но­ве­ние чёток и мо­лит­вен­ной тра­ди­ции Ро­за­рия.

Лит.: Barbieri C. Vita di San Domenico. Arez­zo, 1922; Fenu E. San Domenico. Brescia, 1926; Vicaire M. H. Dominique et ses prê­che­urs. Fribourg; P., 1977; idem. Histoire de Saint Dominique. P., 1982. Vol. 1–2; Cacciato E. San Domenico di Guzman. Roma, 1979; Be­douel­le G. Domenico. La grazia della parola. Roma, 1984; Abbrescia D. Le parole di S. Do­menico. Bologna, 1986; Lippini P. La spiri­tualitа̀ do­me­ni­cana. Bologna, 1987; D’Ama­to A. I Do­me­ni­cani a Bologna. Bologna, 1988. Vol. 1–2; San Domenico. Il santo e la sua ope­ra. Le pre­ghie­re. Bologna, 1994; Tugwell S. Notes on the life of St. Dominic // Archivium Fratrum Pra­edi­catorum. 1995–1998, 2003. Vol. 65–68, 73; Petitot L. H. Dominique de Guzman, un saint pour le XXe siècle. P., 1997; Spiazzi R. San Domenico di Guzman. Bio­gra­fia do­cu­men­ta­ta… Bologna, 1999; Catta­biani A. Santi d’Italia. Mil., 2004. Vol. 1.

Вернуться к началу