Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОЛЬМЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 225-226

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков
Дольмены Черноморского побережья Кавказа (Краснодарский край, Россия):1 – у Цыганкова аула (впереди – каменная пробка), 2 – на горе Нексис. Фото Б. В. Мелешко

ДОЛЬМЕ́Н (франц. dolmen, букв. – стол из кам­ня, от бре­тон­ско­го taol или to̅l – стол и maen или me̅n – ка­мень), по­гре­баль­ное со­ору­же­ние из круп­ных ка­мен­ных плит и бло­ков, ино­гда с изо­бра­же­ния­ми, пе­ре­кры­тое пли­та­ми; вид ме­га­ли­тов. Тер­мин поя­вил­ся во франц. архео­ло­гии в нач. 19 в.; об­ра­зо­ван из кор­ней, взя­тых из кельт. язы­ков, по­сколь­ку Д. свя­зы­ва­ли с кель­та­ми. Из­вест­ны в Пе­ру и Бо­ли­вии, Япо­нии, Ко­рее, Ки­тае, Ин­дии, на Ближ­нем Вос­то­ке, в Тур­ции, Бол­га­рии, Сев. Аф­ри­ке, на ост­ро­вах Сар­ди­ния, Кор­си­ка, в Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ир­лан­дии, Ни­дер­лан­дах, Гер­ма­нии, Да­нии, Нор­ве­гии, Шве­ции. В Рос­сии – на обо­их скло­нах Глав­но­го, или Во­до­раз­дель­но­го, хреб­та Боль­шо­го Кав­ка­за: в Крас­но­дар­ском крае и Ады­гее, отд. ме­сто­на­хо­ж­де­ния – в Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии (бас­сейн р. Кя­фар) и Ки­сло­вод­ской кот­ло­ви­не. В Аб­ха­зии – от бас­сей­на р. Ко­до­ри и се­вер­нее. Ме­ж­ду Д. разл. ре­гио­нов есть су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия, что не по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать их как еди­ное куль­тур­ное яв­ле­ние. Да­ти­ров­ка час­то за­труд­не­на ис­поль­зо­ва­ни­ем Д. для под­за­хо­ро­не­ний или от­сут­стви­ем на­хо­док. Д. Ближ­не­го Вос­то­ка от­но­сят к эне­о­ли­ту и брон­зо­во­му ве­ку, Зап. Сре­ди­зем­но­мо­рья, Зап. и Сев. Ев­ро­пы – от не­оли­та до брон­зо­во­го ве­ка, во Фра­кии их да­ти­ру­ют 2–1-м тыс. до н. э., в Юж. Ин­дии – кон. 2-го – сер. 1-го тыс. до н. э., на Даль­нем Вос­то­ке – 1-м тыс. до н. э. – сер. 1-го тыс. н. э.

Доль­ме­ны Зап. Кав­ка­за (изу­ча­лись с 19 в.) да­ти­ру­ют­ся нач. 3-го – сер. 2-го тыс. до н. э., свя­зы­ва­ют­ся с доль­мен­ной куль­ту­рой. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей по­яв­ле­ние Д. объ­яс­ня­ют ми­гра­ци­ей или влия­ни­ем из Сре­ди­зем­но­мо­рья (по В. И. Мар­ко­ви­ну – мор­ская ми­гра­ция с Пи­ре­ней­ско­го п-ова), но есть и ги­по­те­за их ме­ст­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (И. И. Цви­на­рия). Сре­ди Д. Кав­ка­за вы­де­ля­ют пли­точ­ные (бо­лее 90%), со­став­ные (од­на или неск. стен сло­же­ны из бо­лее мел­ких кам­ней), ко­ры­то­об­раз­ные (вы­би­тые в це­лом кам­не и пе­ре­кры­тые пли­той), мо­но­лит­ные (вы­би­тые в од­ном кам­не). Боль­шин­ст­во име­ет ок­руг­лое от­вер­стие в пе­ред­ней стен­ке, за­кры­ваю­щее­ся ка­мен­ной проб­кой. Сре­ди пли­точ­ных есть Д. без от­вер­стия, счи­таю­щие­ся наи­бо­лее ран­ни­ми. Из­вест­ны так­же ко­ры­то­об­раз­ные лож­но­пор­таль­ные Д. с ими­та­ци­ей от­вер­стия и проб­ки на пе­ред­ней стен­ке. Есть Д. пря­мо­уголь­ные, тра­пе­цие­вид­ные, ре­же – мно­го­гран­ные, круг­лые в пла­не. В Д., как пра­ви­ло, по­гре­ба­лось неск. че­ло­век, ино­гда – до 30–40. Боль­шин­ст­во Д. вхо­ди­ло в по­гре­баль­но-куль­то­вые ком­плек­сы, вклю­чав­шие по­ми­наль­ные дво­ри­ки пе­ред фа­са­дом, пе­ре­кры­ваю­щие их на­сы­пи, кром­ле­хи. Ха­рак­тер­ны груп­пы из 3–10, но со­хра­ни­лись и из не­сколь­ких со­тен Д. Ны­не Д. – объ­ек­ты по­кло­не­ния не­ко­то­рых сек­тант­ских групп (ана­ста­си­ев­цы, со­ля­ри­сты и др.).

Лит.: Мар­ко­вин В. И. Доль­мен­ные па­мят­ни­ки При­ку­ба­нья и При­чер­но­мо­рья. М., 1997; Доль­ме­ны. Со­вре­мен­ни­ки древ­них ци­ви­ли­за­ций. Крас­но­дар, 2001; Ме­га­ли­ти­че­ские па­мят­ни­ки Рес­пуб­ли­ки Ады­гея. Май­коп, 2001; См. так­же лит. при ст. Доль­мен­ная куль­ту­ра.

Вернуться к началу