Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖО́ФФРИ РОБЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц

ДЖО́ФФРИ (Joffrey) Ро­берт (псевд.; наст. имя и фам. Аб­дул­ла Джаф­фа Ан­вер Бей Хан, Anver Bey Khan) (24.12.1930, Си­этл – 25.3.1988, Нью-Йорк), амер. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. С 1941 в Си­эт­ле учил­ся у М. Э. Уэллс. С 1950 в Нью-Йор­ке, обу­чал­ся клас­сич. тан­цу у А. Н. Обу­хо­ва и П. Н. Вла­ди­ми­ро­ва в Шко­ле амер. ба­ле­та, тан­цу мо­дерн – у М. О’Доннел и Г. Шурр в Выс­шей шко­ле сце­нич. ис­кусств. В 1949–50 в «Ба­ле­те Па­ри­жа» Р. Пе­ти, в 1951–53 в амер. труп­пе М. О’Доннел. С 1948 ра­бо­тал на эс­т­ра­де, ста­вил тан­цы для се­бя, для ком­па­нии М. Рам­бер (1955, Лон­дон) и др. В 1952 в Нью-Йор­ке ор­га­ни­зо­вал сту­дию «Аме­ри­кан бал­ле сен­тер», на ос­но­ве ко­то­рой в 1954 соз­дал труп­пу «Ро­берт Джоф­фри бал­ле кон­серт». Сре­ди по­ста­но­вок: «Па бо­гинь» на муз. Дж. Фил­да и «Бал-мас­ка­рад» на муз. Ф. Пу­лен­ка (обе 1954), «Лун­ный Пье­ро» на муз. А. Шён­бер­га (1955). В 1956 вме­сте с Дж. Ар­пи­но ос­но­вал труп­пу «Ро­берт Джоф­фри ти­этр бал­ле» (неск. раз ме­ня­ла на­зва­ния, с 1966 «Си­ти сен­тер Джоф­фри бал­ле», с 1977 «Джоф­фри бал­ле», с 1982 в Лос-Анд­же­ле­се, с 1995 в Чи­ка­го), где по­ста­вил «Га­ме­лан» на муз. Л. Хар­ри­со­на (1962), рок-ба­лет «Ас­тар­та» на муз. К. Сир­ку­са (1967), «Вос­по­ми­на­ния» на муз. Р. Ваг­не­ра (1973) и др. За­тем, ос­та­вив ба­лет­мей­стер­скую дея­тель­ность, был пе­да­го­гом и худ. рук. кол­лек­ти­ва; при­гла­шал совр. хо­рео­гра­фов (Т. Тарп, А. Эй­ли, У. Фор­сайт). Од­но из гл. дос­ти­же­ний труп­пы – во­зоб­нов­ле­ние ле­ген­дар­ных по­ста­но­вок 1910–30-х гг., ис­чез­нув­ших из ре­пер­туа­ра др. кол­лек­ти­вов: ба­ле­ты К. Йос­са («Зе­лё­ный стол» Ф. Ко­эна, 1967), Л. Ф. Мя­си­на («Па­рад» Э. Са­ти, 1973), В. Ф. Ни­жин­ско­го («Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1987) и др.

Лит.: Reynolds N., McCormick M. No fixed points. Dance in the twentieth century. New Haven, 2003.

Вернуться к началу