ДЕМОГРА́ФИКС
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕМОГРА́ФИКС (англ. demographics), термин, которым в США и ряде др. англоязычных стран обозначают применение демографич. данных в бизнесе, гл. образом в маркетинге и менеджменте. Д. – основа и составная часть комплексной системы информации о потребителях работ, товаров и услуг, а также о характеристиках покупательского поведения, медиапредпочтениях и психологич. особенностях покупателей.
Анализ покупок по кредитным, дебетовым и дисконтным картам, оформляемых через компьютерные кассы, покупок через Интернет, данных сканирования цен на товары, опроса покупателей на выходе из магазинов позволяет получать информацию о покупательском поведении населения. Углублённые социально-психологич. исследования ценностных ориентаций покупателей, их психологич. особенностей и связанных с этими факторами жизненных стилей дают информацию о мотивах покупательского поведения. Спец. исследования восприятия рекламы разл. группами покупателей дают возможность определить наиболее эффективные способы рекламного обращения к ним, а также выбирать точные рекламные носители. Демографич. составляющая объединяет все остальные характеристики потребителей. Потребность предпринимателей в развёрнутых данных о потребителях способствовала, с одной стороны, возникновению частных фирм, специализирующихся на сборе, обработке, анализе и продаже социально-демографич., психологич. и поведенческой информации о потребителях, с другой – совершенствованию работы гос. органов, ответственных за сбор демографич. и социально-экономич. данных. В США выходит специализир. журнал по проблемам Д. «American Demographics».
Использование Д. в маркетинге осуществляется: при оценке и прогнозировании возможного влияния демографич. тенденций на численность и состав потребительских групп населения при разработке новых товаров (снижение рождаемости, напр., ведёт к сокращению численности потенциальных потребителей детских товаров и услуг); при сегментации (т. е. группировке по определённым показателям) потребительских рынков по демографич. признакам, образу и стилю жизни; для поиска оптимального размещения потребительских точек и определения необходимого торгового персонала; при выборе наиболее эффективных способов размещения рекламы (прямая адресная реклама по почте, телефону, Интернету, наружная реклама, через средства массовой информации) и рекламного обращения, учитывающего психологич. особенности данной группы потребителей. Д. (данные о повозрастной смертности, состоянии здоровья и самосохранительном поведении населения) прямо используется также в страховании жизни и пенсионном страховании при актуарных расчётах и андеррайтинге.
Особо популярно применение Д. в области сегментирования рынка (по демографич. признакам), которое во многом определяет др. используемые факторы – географич., поведенческие, что связано с налаженной и разветвлённой системой учёта демографич. данных. Социально-демографич. показатели, совмещённые с географическими (подобный синтез для целей маркетинга и бизнеса иногда называют геодемографикс – англ. geodemographics) и поведенческими, служат основой для разделения всех потребителей на группы, отличающиеся по образу и стилю жизни. С этой целью используются методы многомерной статистич. классификации, чаще всего кластеризация. Одной из первых успешных попыток классификации стала система, разработанная амер. фирмой «Claritas» в 1970-х гг. Сопоставлением 535 социально-демографич., экономич. и географич. показателей были получены 40 типов гомогенных групп (кластеров), каждая из которых затем получила «говорящее» название. Система сегментации рынка была названа PRIZM. Было выделено 12 типов поселений: пригороды (самый престижный тип), крупные города, небольшие городские поселения, сельские поселения. Внутри каждой группы существует своё деление – пригороды разделены на 4 кластера, крупные и небольшие города – по 3, сельская местность – на 2. В свою очередь, каждый блок делится на конечные потребительские группы по присвоенным им «говорящим» названиям: «Знатные поместья» (Blue Blood Estates), «Денежные мешки и интеллектуалы» (Money and Brains). На др. полюсе классификации находятся кластеры «Тяжёлая индустрия», «Испаноязычная смесь», «Сидящие на общественных пособиях», которые объединяют население, проживающее в непрестижной, высокоурбанизированной среде с низким уровнем жизни.
Совр. система сегментации потребителей PRIZM NE включает 15 потребительских групп, поделённых на 66 сегментов. При построении системы было использовано моделирование, основанное на анализе комплексных данных об амер. домохозяйствах, включающих более 890 тыс. записей. Сведения были получены как из традиц. источников (перепись 2000), так и по результатам учёта потребительского поведения, психологич. опросов, медиапредпочтений (в т. ч. по результатам собств. исследований компании). Используя данные о расселении населения, демографич. и поведенческих характеристиках (ок. 10 тыс. переменных), система позволяет моделировать искомые сегменты потребительского рынка и определять их местонахождение с точностью до переписного блока (неск. домов) на карте США.
Схожая система – ACORN, построена для Великобритании компанией CACI в последней четв. 20 в. и обновлена по материалам переписи населения 2001. Потребители разбиты на 57 внутренне однородных социально-демографич. групп, расселение которых на территории страны может быть определено с точностью до переписного участка.
В основу всех кластерных систем положен принцип «рыбак рыбака видит издалека» (англ. birds of a feather flock together), т. е. особенность расселения населения в экономически развитых странах состоит в том, что люди выбирают место жительства рядом с теми, кто близок им по экономич. и социально-демографич. характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам. Кластерные системы позволяют не только оптимально размещать предприятия розничной торговли, но и более эффективно использовать рекламу. Статистич. изучение распределения населения со схожими жизненными стилями по территории страны позволяет локализовать каждый полученный кластер по почтовым адресам данного района и использовать эти данные при прямой почтовой рекламе.
Определённое применение при исследовании демографич. характеристик потребителей нашёл возрастно-когортно-временной (age-period-cohort – APC) подход. Он позволяет рассматривать покупательское поведение, психологич. особенности потребителей и их отношение к рекламе в трёх измерениях – по времени, возрасту и когортам (группам людей, у которых одновременно произошло к.-л. демографич. событие, напр. они родились в одном году). Выявляется дифференциация в поведении, ценностных ориентациях и восприятии событий между сверстниками, ровесниками и современниками, что позволяет полнее учитывать потребности покупателей товаров и услуг. Метод математически формализован, но его использование требует большого количества данных за продолжительный период времени.
Перспективы Д. связаны с углублением категоризации потребительских рынков в связи с дальнейшим развитием демографич. статистики, её большей доступностью и совершенствованием компьютерных технологий в продажах товаров и услуг. Возникает принципиальная возможность ещё большей индивидуализации потребительского спроса и предложения.